Вы здесь

Тезисы выступления Башмачниковой О.В. на Совете непарламентских партий 26.11.2014, посвященном вопросу «Развитие предпринимательства в России»

Перейти к полной версии/Вернуться

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги !

В современных условиях развития предпринимательства является важнейшей составляющей экономики государства.

Любая экономическая систем стабильна, лишь тогда, когда представлена различными по размеру и структуре предприятиями, но в основе которой лежит малый бизнес.

С нашей точки зрения предпринимательство начинается, прежде всего с микробизнеса – с предприятий, имеющих до 15 человек работающих и 60 млн. выручки. Именно данная категория хозяйствования при созданных благоприятных условиях и эффективном управлении может перерасти в более крупный эффективный бизнес.

В сельском хозяйстве помимо фермерства почти 50% субъектов малого бизнеса являются микропредприятиями.

На селе данный срез предпринимательства сегодня решает задачи и продовольственной безопасности и развития сельских территорий и производства экологически чистой продукции.

Ученые подтвердили - эффект масштаба в здоровой некоррупционной экономике достигается не сам по себе – это результат работы эффективных менеджеров-собственников, выросших из микро в малый, а затем в более крупный бизнес. Именно поэтому этой теме зарубежом уделяется особое внимание

Так в системе мирового АПК в период экономического кризиса малый бизнес при поддержке государства был интегрирован в мощные кооперативные структуры, что позволило обеспечить реальную конкурентоспособность двух систем на всех этапах сельскохозяйственного производства от поля до прилавка, решить вопросы кредитования, переработки и сбыта продукции.

Первая - это крупного коммерческий бизнес, построенный по принципу управления сверху вниз и имеющий тенденцию сращивания и создания в итоге монополистических объединений.

Вторая же - кооперативная система, созданная по инициативе снизу самими малыми предпринимателями, которая также является мощной экономической системой. Примером является компания ВАЛИО, на 100 % принадлежащая фермерскому кооперативу. Именно наличие двух систем обеспечивает реальную конкуренцию и является движущей силой экономики.

Подобный эффективный опыт есть и в России. Его нужно всячески расширять и тиражировать. С этой целью важно как можно скорее принять программу развития сельскохозяйственной кооперации, увеличить направления поддержки и объемы финансирования.

Два года эта тема не сходит с уст МСХ РФ и Правительства РФ, два съезда кооператоров прошло – но программа все еще не принята – не прошла согласования в Минфине и в Минэкономразвития. Да и выделено на нее на всю страну 400 млн. рублей – конкурентную систему на эти средства не создать!

Пакет предложений, как в законодательную базу, так и по совершенствованию государственной программы у нас есть. Обязательно направим его в ГД ФС РФ официально.

Если развитие кооперации сегодня мы ставим на первое место по значимости как инструмент решения большого количества проблем, далее считаем, стимулировать развитие малого предпринимательства, в том числе в аграрной сфере возможно решив 6 основных задач:

I. Улучшить доступ к существующей системе господдержки по отраслевому признаку в рамках государственных программ развития (для сельского хозяйства, это особенно актуально);

II. Улучшить доступ к заемным средствам, за счет стимулирования финансовых институтов работать с ресурсами, связанными обязательством кредитовать именно МБ, упрощения процедуры кредитования, снижения стоимость кредитных ресурсов, формирования залогового обеспечения через активизацию работы агентства кредитных гарантий, расширение возможностей микрофинансовых организаций, представленных кредитными кооперативами;

III. Обеспечить доступ к рынкам сбыта (торговым сетям и рынкам, услугам логистических центров, госконтрактам).

Здесь особую роль играет строительство кооперативных логистических центров регионального уровня, имеющих своей задачей вывести на рынок 51% производимой малыми формами хозяйствования продукции.

Это законодательное ограничение торговым сетям возможности навязывать услуги, которые доходят от 7 до 15%.

Это внесение соответствующих поправок в закон о контрактной системе, связанных с упрощением доступа к госзакупкам.

Это скорейшее принятие закона об Органическом сельском хозяйстве.

IV. В сельском хозяйстве развитие малого бизнеса тормозится существующими проблемами доступа к земельным ресурсам.

Принятые поправки в Земельный кодекс практически исключают возможность приобретения земельных ресурсов без торгов, на которых начинающий предприниматель не сможет конкурировать с существующим крупным бизнесом.

В этой связи мы предлагаем при наличии земель в фонде распределения предоставлять начинающим предпринимателям землю в аренду без объявления конкурса. В случае эффективного использования земельного участка через 3 года данный предприниматель может иметь приоритетное право выкупить данную землю или продлить договор аренды.

В целях диверсификации ситуации на земельном рынке предлагаем ввести ограничение максимального размера земельного участка, сосредоточенного у одного лица в пределах 10% муниципальных земель в ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения», а также ввести прогрессивный налог на землю. Последняя меря позволит оптимизировать размер земельного участка в соответствии с экономическим эффектом от его использования.

V. Ни при каких обстоятельствах не повышать налоги для малого предпринимательства.

VI. Снизить административные барьеры для малого бизнеса, приведя деятельность контролирующих органов в зависимость от размера бизнеса – «Чем меньше бизнес, тем меньше проверок».

Доступ к существующим государственным программам поддержки

Приведу несколько цифр.

-Несвязанную господдержку на га получают сегодня 14% зарегистрированных фермеров.

- Если мы берем субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, например в молочном животноводстве – по котором особо остро стоит задача импортозамещения, то на малые фермы выделено по итогу 2013 года 1,6% инвестиционных ресурсов ( в расчете по количеству созданных скотомест).

Это при том, что за последние 5 лет в развитие молочного животноводства государством вложено в развитие молочного животноводства 100 млрд. рублей.

За эти же пять лет поголовье коров в целом по стране снизилось на 464,6 тыс. с одновременным снижением объемов молока на 5,6 %. У фермерских хозяйств за аналогичный период поголовье коров увеличилось на 503,6 тыс. голов, с одновременным увеличением производство молока на 30,8 %.

Правильно это или нет ?

II.​ Доступ к кредитным ресурсам

Сегодня идет катастрофическое снижение объемов кредитования малого бизнеса в сельском хозяйстве.

Если малые формы хозяйствования в 2009 г. получили 5 % субсидированных краткосрочных кредитов, то в 2012 г. только 1,7 % Похожая картина складывается и в сфере инвестиционных кредитов, доля МФХ снизилась с в 2009 г. – 4,3 % до 2,4 % в 2012. А по итогам 2013 года общий объем субсидируемых кредитов и займов МФХ сократился по сравнению с 2012 годом еще на 32,3 %.

Это не смотря на факт, что МФХ, представленные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами произвели 51% продукции и имеют низкую долю просроченной задолженности.

Ссудная задолженность по краткосрочным кредитам в подотрасли растениеводства составила 1,5%, по инвестиционным кредитам – 4%. По остатку ссудной задолженности на организации малых форм хозяйствования (ИП и КФХ) в в животноводстве по краткосрочным кредитам приходится 0,4%, а по инвестиционным кредитам - 0,8%.

Почему Микро бизнес не кредитуется точки зрения банков

1-​ Неудобный сильно диверсифицированный сегмент рынка

2-​ Дефицит ресурсов, особенно долгосрочных в банковской системе – все ушло на крупное кредитование.

3.​ У малого бизнеса не достаточна залоговая база

Параллельно с этим, мы имеем высокие процентные ставки, в том числе из-за высокого уровня риска сельскохозяйственного кредитования и стоимости привлеченных банками ресурсов.

Мы считаем, со стороны государства и Центрального банка должны быть предложны такие меры регуляторного воздействия, которые смогли бы вынудить банки работать с сегментом МСП.

У ЦБ сегодня есть попытка кредитовать малый бизнес. С этой целью главный банк страны предоставляет кредиты под 4% годовых финансовому посреднику -МСП банку с тем, чтобы последний стал проводником дешевых денег до других коммерческих банков. Однако, система не работает. Слишком забюрократизирована процедура, банкам невыгодно. По сути МСП Банк становится не эффективным посредником, усложняющим и удорожающим процесс кредитования малого бизнеса.

Стартовавшее Агентство кредитных гарантий к настоящему моменту тоже пока не увеличило объем кредитования МБ по той простой причине, что у банков просто нет достаточного количества ресурсов.

Что мы в этой связи предлагаем ?

1. ЦБ должен предоставлять коммерческим банкам средства под низкий процент не через МСП банк, а напрямую под гарантию Агентства кредитных гарантий, которое в свою очередь будет осуществлять гарантирование портфеля однородных ссуд, выданных микро и малому бизнесу. Это касается всех отраслей и особенно сельского хозяйства.

В этом случае решается сразу 3 проблемы:

- коммерческие банки получают связаннее ресурсы на кредитование МБ

- коммерческие банки заинтересованы их выдавать в целевые кредиты, так как однородные ссуды прогарантированны и данная гарантия предоставлена ЦБ.

- процентная ставка снижается (целевые дешевые деньги, убирается посредник, уменьшается риски из–за гарантий, отсюда снижается себестоимость выдаваемых займов)

2.​ Расширить инструментарий Агентства кредитных гарантий и предоставлять гарантии под портфель займов кредитных кооперативов – как инфраструктурных организаций, связывающих микробизнес и банковскую систему.

3.​ В программах, реализуемых министерством экономического развития по поддержке малого бизнеса и связанных с развитием институтов кредитования, предусмотреть развитие взаимного финансирования через систему микрофинансовых организаций – кредитных кооперативов, которые предоставляют не кредиты, а займы.

В сельском хозяйстве микрофинансовые организации стоят по 3 месте по объемам кредитования малого АПК после Россельхозбанка и Сберабнка.

4.​ В целях снятия блокировки развития агарной отрасли из-за сильной закредитованности АПК, целесообразно создание на федеральном уровне специальных фондов поддержки, кредитующие аграрные микропредприятия и малые предприятия под 2-3% годовых. Данная мера поддержки сейчас применяется в промышленности и отражена в принятом в первом чтении законе «О промышленной политике».

На подробное освящение остальных вопросов, к сожалению, нет времени, поэтому, мы направим предложения Аграрной партии России по актуальным вопросам развития предпринимательства в письменном виде.

Спасибо за внимание !