Аграрная партия России совместно с АККОР подготовила и направила в МСХ предложения по улучшению доступа малых форм хозяйствования, включая КФХ, к оптово-распределительным центрам в соответствии с протоколом Председателя Правительства РФ по итогам совещания по вопросам развития животноводства и малых форм хозяйствования. Во только вопрос - будут ли они приняты во внимание ?
Никому не секрет, что одной из основных проблем у малых форм хозяйствования и аграрных микропредприятий сегодня является доступ к рынкам сбыта. Это происходит по ряду причин. Малые предприниматели не могут обеспечить регулярный объем поставок, не могут провести предпродажную подготовку продукции, не могут «Оплатить» вход в торговые сети и т.д.
В настоящее время бюджет Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года предусматривает выделение с 2015 года 1 млрд. рублей на создание оптово-логистических центров в субъектах российской Федерации. Однако велик риск, что эти незначительные государственные средства не улучшат доступ малых сельских предпринимателей к заповедным торговым сетям ибо строительство подобных центров предусмотрено частными инвесторами. Само по себе это понятно – нужны частные инвестиции на реализацию проектов такого рода. Только бизнес, к сожалению, работает лишь на себя.
Встает вопрос – в чем ситуация изменится для малых форм и микробизнеса, которые сегодня то не могут воспользоваться услугами существующих крупных оптово-распределительных центров, поскольку созданы не ими самими на кооперативной основе, а коммерческим, зачастую, торговым бизнесом. Окупая вложенные инвестиции последний выставляет немыслимые расценки и условия – малому не потянуть . Да и объемы маловаты для гигантов. Поэтому и нет сегодня ни на рынках, ни на оптово-распределительных базах, ни в торговых сетях фермерской продукции.
Но если малые формы производят более 50 процентов продовольствия и имеют трудности со сбытом, почему бы профильным ведомствам всерьез не задуматься – а как с помощью создаваемых логистических центров эти проблемы решить?
И не просто подумать и обсудить, а приложить усилия к тому, чтобы в порядках и правилах расходования бюджетных средств на создание оптово-распределительных центров был предусмотрен доступ малых форм хозяйствования, чтобы эти порядки были утверждены в Минэконразвития, Минфине, Правительстве – потому, что это сегодня для страны страшно важно. Это вопрос выживания, это вопрос продовольственной безопасности и вопрос сохранения сельских территорий. Продвигать данные предложения должен заставить инстинкт самосохранения людей, живущих и планирующих жить в нашей стране. Вопрос заставит ли ?
Наши предложения звучат так.
Малые формы хозяйствования на селе вносят значительный вклад в обеспечение страны сырьем и продовольствием.
Согласно статистических данных за 2013 года малые формы хозяйствования, представленные крестьянскими фермерскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами вместе с микропредприятиями других организационно-правовых форм произвели 39% зерновых и зернобобовых культур, 44% подсолнечника, 92,7% картофеля, 87% овощей, 36% скота и птицы на убой, в т.ч. 70,5% мяса КРС, 31% свиней, 57% молока.
При этом крестьянские фермерские хозяйства с микропредприятиями других организационно-правовых форм без учета ЛПХ произвели зерновых и зернобобовых – 31,5%, подсолнечника 36,3%, овощей 16%; картофеля – 8,62% мяса на убой крупно-рогатого скота – 7,68%, , молока 7,48%.
Предоставленные данные подтверждают тот факт, что малые формы хозяйствования в целом по стране производят более 51% продовольствия и львиную долю здесь составляет личные подсобные хозяйства. Поэтому одной из целей государственной аграрной политики должно стать создание условий для развития малого агробизнеса и перехода ЛПХ в предприниматели.
В настоящее время уже существуют специальные программы поддержки малого бизнеса, реализуемые через Министерство сельского хозяйства и Министерство экономического развития РФ.
Однако проблема сбыта остается основной. Согласно опросу, проводимому АККОР совместно с Немецким крестьянским союзом - 70% респондентов – крестьянских-фермерских хозяйств называют проблему сбыта проблемой номер один.
Жизнеспособность действующих и создаваемых КФХ, а также других малых форм хозяйствования напрямую зависит от решения проблем реализации производимой продукции. Огромное значение при решении данной задачи имеет процесс кооперирования малых форм хозяйствования. Именно через сельскохозяйственные потребительские кооперативы имеется возможность создавать условия по объединению, хранению, реализации, предпродажной подготовке и поставкам сельскохозяйственной продукции в торговые сети.
Деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов в настоящее время регулируется ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Минсельхозом разработана ведомственная целевая программа «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2015-2017 гг. и на период до 2020 г.», которая проходит согласование в МЭР и Минфине. В государственную программу развития сельского хозяйства до 2020 года уже внесено мероприятие по поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Кооперация позволит мелким разрозненным производителям наладить взаимоотношения с перерабатывающими предприятиями и торговыми сетями, обеспечить регулярность поставок качественной продукции и рост объемов производства.
Созданные самими сельхозтоваропроизводителями логистические центры позволят им влиять на ценообразование, контролировать затраты на хранение, подработку и стоимость других услуг - сделать их доступными для участников, так как кооператив существует для удовлетворения потребностей своих членов и не является коммерческим предприятием.
Доступ к рынкам сбыта и получение справедливой цены за произведенную сельхозпродукцию в совокупности будут способствовать увеличению объемов производимого малым бизнесом продовольствия, увеличению количества субъектов малого агробизнеса, развитию здоровой конкуренции.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года в отношении государственной поддержки создания оптово-логистических центров предусмотреть:
1) Создание оптово-логистических центров для малого и микробизнеса на кооперативной основе с учетом имеющегося опыта в республике Татарстан, Новгородской, Саратовской, Астраханской областей и других регионах.
2) При поддержке проектов по строительству оптово-логистических центров в рамках частно-государственного партнерства установить в качестве одного из критериев предоставления средств федерального бюджета на создание оптово-логистических центров в субъектах Российской федерации минимальную долю закупки продукции и/или предоставлению услуг малым формам хозяйствования. Размер вышеуказанной доли целесообразно зафиксировать в соответствии с удельным весом продукции, производимой данными формами хозяйствования в каждом конкретном субъекте РФ.
Данные обязательства не противоречат нормам ВТО.