Вы здесь

Почему в фермерском хозяйстве молочное стадо берегут как зеницу ока? (Воронежская область)

Перейти к полной версии/Вернуться

Село Троицкое Лискинского района славится на всю округу. Когда-то силами хозяйства здесь построили промышленные и социальные объекты – больше 50 квартир для работников, детский сад, перерабатывающие предприятия. Сегодня о таких проектах местным жителям остается только мечтать. И не потому, что они вдруг разучились работать – просто условия игры на сегодняшнем рынке обернулись против них. Чем больше урожай собирают в хозяйстве – тем большие убытки им приходится расхлебывать.

- Пока мы будем рассматривать сельское хозяйство как «бизнес», ничего хорошего у нас не получится, - уверена Валентина Фролова, глава КФХ «Русь». – Надо помнить, что аграрный сектор экономики обеспечивает продовольственную безопасность страны. Это вопрос первостепенной для государства важности, со всеми вытекающими для будущего страны последствиями.

Нельзя все силы бросать на выгодное растениеводство, считает Валентина Ивановна, и отодвигать на второй план трудоемкое и затратное животноводство. Да, с точки зрения получения прибыли - это оптимально, но, если смотреть шире и на перспективу, - недопустимо. Все последние годы россияне пожинают плоды той непродуманной политики, которая, по сути, уничтожила животноводство – мы потребляем импортное мясо не лучшего качества, производим молочные продукты из завезенного сухого порошка и так далее.

Казалось бы, пора одуматься и бросить силы на восстановление отрасли. Ан нет… В 2008 году аграриям дали глоток воздуха в виде приемлемых цен на молоко, в этом – отняли всю прибыль, повысив стоимость электроэнергии.

КФХ «Русь» не так давно получило статус племенного хозяйства. Здесь 600 голов дойного стада, за которыми надо не просто ухаживать – с ними надо работать, внедрять современные технологии. Ведь чтобы получать от коровы три тысячи килограммов молока в год, ее достаточно просто кормить, больше четырех тысяч – элементарно работать на производстве. А вот пять тысяч и выше – это уже кропотливый труд. В числе наших передовиц – Анна Яцева, Зинаида Стикина, Нина Баутина, Татьяна Деревянкина, Людмила Диканева.

- Основная проблема аграриев – полная непредсказуемость ценовой политики, - продолжает Валентина Фролова. – В нашем деле деньги окупаются не сразу. Выращенное и скормленное животным зерно отдачу даст только через год-два, а цены на ГСМ, удобрения, семена и услуги ЖКХ за это время вырастают в разы и «съедают» потенциальную прибыль! Вот поэтому селяне, которые не хотят работать впустую, избавляются от сельхозживотных. Так, кстати, рассуждают и инвесторы, которые приходят с одной целью - заработать деньги, а не заниматься благотворительностью.

В крестьянско-фермерском хозяйстве свое стадо берегут как зеницу ока. И не потому, что относятся к нему как к результату многолетних усилий. Просто глава хозяйства понимает, что, уничтожив коров, она поставит под удар своих земляков, у которых не будет работы и, соответственно, средств к существованию.

Цена на молоко сегодня крайне невыгодна для производителя. С другой стороны, если в цену готового продукта включить все расходы на его производство, рассуждает Валентина Ивановна, и приплюсовать торговую наценку, мало кто из покупателей сможет его купить. Выход один - дотировать производство молока, благо, эта статья не будет для государства сверхразорительной.

В постулатах классической экономики заложена простая формула: для простого воспроизводства предприятию достаточно 20 процентов прибыли, для расширенного - цифра должна и того больше. Только в этом случае возможно развивать производство, приобретать новое оборудование, повышать зарплату для работников. А где взять селянину эти «двадцать и больше» процентов? Как рассчитать расходы и доходы, если сельхозпродукция с каждым годом падает в цене?

Аграрии, считает Валентина Фролова, недопустимо сильно разобщены между собой. Но не потому, что их гражданское сознание не доросло до той степени ответственности, которая объединяет усилия и помогает добиваться решения проблем. Селянину просто некогда заниматься дебатами и отстаиванием своих позиций - то посевная, то уборочная, то период ремонтных работ…

- «День год кормит» – это про земледельца, – признается глава КФХ. - Нам некогда особо думу думать и мысли пережёвывать. Хотя если задуматься – взяли бы в апреле прошлого года все производители, вывезли надоенное молоко в поле и вылили бы в землю, как это делают не согласные с ценами иностранцы. Может, эта мера и подействовала бы на наш рынок и на тех, кто им заправляет…

А пока остается верить и надеяться. На то, что политики наконец обратят внимание на село и его жителей. Давно пора!

Источник: