Федеральный закон об органическом сельском хозяйстве устанавливает правовые основы регулирования в сфере производства органической продукции, определяет полномочия федеральных и региональных органов власти, а также основные права и обязанности физических и юридических лиц в сфере производства органической продукции.
Органическая продукция должна отвечать требованиям, установленным национальным или международным стандартом на производство органической продукции. Контролировать все этапы производства органической продукции будут независимые системы сертификации, которые аккредитовывает государство в соответствии с требованиями, прописанными в законе. Подтверждение соответствия процессов производства органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации. Государство будет вести реестр производителей органической продукции и осуществлять надзор за сертифицирующими организациями. Маркироваться как «органическая» сможет только продукция, имеющая сертификат в аккредитованной системе сертификации и включенная в Государственный реестр производителей органической продукции Российской Федерации. За нарушение правил маркировки предусмотрены штрафные санкции.
«Именно такой комплекс мер позволит эффективно развивать рынок сертифицированной товарной экологически чистой продукции. Конкурентным преимуществом становится качество продукции и добросовестность производителя, а не личные связи и возможность подкупа чиновника», - говорит Исполнительный директор Союза органического земледелия Яков Любоведский.
«Содержание закона в предложенной версии в полной мере отражает особенности организации органического производства и переработки сельскохозяйственной продукции и сырья. Важно, что предусматривается добровольная система сертификации, которая дает возможность развития такой системы с учетом региональных особенностей, опираясь на стандарты. Развитие региональных сертификационных агентств, аккредитованных государством, позволит развивать региональные рынки органической продукции, решая проблему продовольственной безопасности страны и устойчивого развития отрасли сельского хозяйства в целом», - дополняет д.э.н., генеральный директор ООО «Научно-производственный центр « Экотехнология», профессор Великолукской ГСХА Зоя Никитина.
«В законопроекте предусмотрена господдержка производителей, есть интеграция с международными нормативами, заложена возможность разработки региональных программ, учтены вопросы страхования. Основные необходимые моменты соблюдены», - комментирует Сергей Доброхотов, к.с.х., докторант кафедры защиты и карантина растений Санкт-Петербургского Аграрного Университета (СПАбГАУ).
Господдержку смогут получить только те производители, которые внесен в Государственный реестр производителей органической продукции Российской Федерации.
Государственная политика в области производства органической продукции направлена на создание благоприятных условий для развития конкурентоспособной, высокоэффективной экономической деятельности в сфере производства органической продукции; уменьшения импорта и увеличения экспорта органической продукции; развития внутреннего рынка органической продукции и удовлетворения потребностей населения Российской Федерации в органической продукции; охраны здоровья населения, улучшения качества жизни населения путем обеспечения населения качественным и сбалансированным питанием органической продукцией.
«Наконец-то создается реальный механизм обеспечения законного права россиян на здоровую пищу, которое гарантирует Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов", (ст.17 п. 3), но в реальности оно до сих пор не исполнялось. В том числе для питания в детских садах и школах, в том числе чтобы оградить население от ГМО. Тем временем, до 50% всех заболеваний россиян связано с некачественным и неправильным питанием», - говорит Яков Любоведский.
Ранее Союз органического земледелия совместно с органами АПК регионов, профессиональным сообществом, представителями общественных организаций выступал за доработку законопроекта, опубликованного летом 2013 года на сайте Минсельхоза РФ и направлял официальные письма с правками и комментариями в Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического развития РФ, в аграрный комитет Совета Федерации РФ, в Комитет по аграрным вопросам Государственной Думы ФС РФ: http://sozrf.ru/16122013_zakonoproekt/
«Мы очень рады, что мнение профессионального сообщества было услышано. Труд, который был проделан по анализу и сбору предложений в федеральный закон об органическом сельском хозяйстве оказался не напрасным. Это показывает, что в России зарождается система, когда общественные институты принимают реальное участие в выработке государственных решений», - заключает Яков Любоведский.
Потенциальный рынок экологически чистой сельхозпродукции в России оценивается в 700 млрд. рублей к 2020 году, что позволит России занять 10-15% мирового рынка. Количество сертифицированных производителей органической сельскохозяйственной продукции составит более 15 000 человек, созданных новых рабочих мест на селе порядка 1 000 000 с высоким уровнем дохода. Развитие экологического сельского хозяйства выгодно России с точки зрения геополитики. Россия обладает колоссальными природными ресурсами для производства экологически чистой продукции - 20% запасов пресной воды в мире, 9% пахотных земель планеты, 58% мировых запасов чернозема, 40 млн. Га залежных сельскохозяйственных земель, не получавших длительное время химизации. У России выгодное для производства и экспорта экологически чистой продукции географическое расположение.