Вы здесь

Нехватка кормов - главная проблема сельских хозяйств Забайкальского края

Перейти к полной версии/Вернуться

Главная проблема сельских тружеников Забайкальского края - нехватка кормов в сельских хозяйствах и массовый падеж скота из-за этого. Ситуацию уже называют критической. О том, как сохранить поголовье и чем помочь фермерам, на этой неделе говорили и на Совете Законодательного собрания региона, и на встречах специалистов Министерства сельского хозяйства с животноводами в районах края. 
«Такая снежная зима в Шилкинском районе впервые за последние 30 лет», - говорит старший чабан сельскохозяйственной артели “Казановская” Владимир Селезнев. Это небольшое животноводческое хозяйство, здесь держат две тысячи овец и около ста голов крупного рогатого скота. 150 животных в феврале уже потеряли. Запасов кормов практически не осталось, а чтобы купить ещё – нет денег.

Владимир Селезнев, старший чабан сельскохозяйственной артели "Казановская": "Всех кормов на неделю, может, хватит, это если еще не всех кормить. А потом что? - помирать будем".

Животные голодные, ослабленные, но их всё равно выгоняют в поля, покрытые снегом по колено, потому что так они хоть какой-то корм найдут, в стойлах — его вообще нет. Для большинства хозяйств края сегодня - это типичная ситуация. И это катастрофа для фермеров, потому что в селах только и выживают за счет своих хозяйств.

Александр Толстоногов, заведующий ветеренарного участка сельскохозяйственной артели "Казановская": "Обстановка ужасная по всему хозяйству. Сена осталось 15 тонн, соломы нет, начался падеж. У нас было овец 2300 голов, за февраль месяц 180 голов уже пропало".

Практически без корма сегодня остались хозяйства Шилкинского, Нерчинского, Ононского и Чернышевского районов. Ситуацию специалисты здесь называют критической. Сложная обстановка и в юго-восточных районах края — Приаргунском, Краснокаменском, Забайкальском, Калганском и Нер-Заводском.

На этой неделе режим чрезвычайной ситуации объявлен и в Балейском районе. В хозяйстве «Рассвет» сохранить поголовье пытаются всеми способами. Но запасов кормов здесь уже практически не осталось, а на пастбищах высота снежного покрова достигает 50 сантиметров. Чтобы пережить зиму с наименьшими потерями, слабых животных здесь забивают, однако продать по нормальной цене такое мясо будет непросто.

Татьяна Наглий, руководитель хозяйства "Рассвет": "Обстановка нынче вообще крайне тяжелая, по сравнению с теми годами. Вот у нас, например, овец две стоянки, одна - маточная, она стоит в Пронькино, ну, они еще ничего — добывают, посильнее бараны же, а вот молодняк... Если ранней весны не будет, много потеряем овец".

Причины случившегося понятны. Во-первых, подвели погодные условия - и животные оказались без подножного корма. Во-вторых, не подготовились к зиме. Плохой травостой и дожди во время уборки урожая - в итоге запас кормов составил только 30 % от необходимого количества. Получается, что, зная о плохих запасах кормов на зиму - в районах не побеспокоились о их приобретении заранее, например, в октябре или ноябре. Тревогу забили только тогда, когда животные уже начали гибнуть. А экстренно найти деньги в районном и краевом бюджете, тем более в таких сложных экономических условиях, очень непросто.

Александр Холмогоров, заместитель председателя правительства Забайкальского края: "На уровне края мы сегодня планируем оказать по ряду хозяйств поддержку. Где-то будем использовать и фонд ликвидации чрезвычайных ситуации, в том числе по Шилке. И сегодня рассматриваем варианты поддержки по ГСМ. Первые деньги в районы уже пошли. Будем оказывать помощь по кормам".

Поддержку из краевого бюджета в размере полутора миллионов рублей пообещали, но средства в Шилкинский район всё еще не поступили. Зато уже миллионами рублей исчисляется ущерб от массового падежа скота. С начала зимовки в хозяйствах края уже потеряли 1600 голов крупного рогатого скота и почти 13 тысяч овец. Пик падежа специалисты прогнозируют на март-апрель, то есть всю остроту проблемы фермерам еще только предстоит ощутить.

Мунко Митупов, начальник отдела животноводства Министерства сельского хозяйства Забайкальского края: "Если мы планировали в марте один объем кормов, то из-за сложностей мы будем расходовать двойную норму. Самые страшные — это март, апрель, май-месяцы. Еще есть такая физиологическая особенность - животные с потеплением расслабляются".

Сегодня, говорят специалисты, важно осознать масштабы случившегося и те последствия, с которыми мы все неизбежно столкнемся, если экстренные меры не будут вовремя приняты. Что будет, если вымрет всё маточное поголовье и племенной скот, и в условиях финансового кризиса край останется без местного производителя? Откуда, и главное, по каким ценам будут тогда поступать мясо и молоко? И сколько лет потребуется, чтобы восстановить все потери? Для региона, в котором сельское хозяйство всегда считалось приоритетной отраслью, сегодняшняя ситуация – катастрофичная. Нужны решительные действия, говорят руководители региона. Причем, всех сообща – краевой, районной, муниципальной власти и самих животноводов, а также финансовая поддержка и жесткий контроль за исполнением всех поручений и планов действий.

Источник: