Вы здесь

Инвестор взял быка за рога (Челябинская область)

Перейти к полной версии/Вернуться

Еще несколько лет назад во многих хозяйствах Нагайбакского района не знали, с чем начинать сев. Существующие хозяйства не выдержали очередную сельскохозяйственную реформу и разваливались одно за другим. Прежняя государственная политика на селе не сработала, а другой не было. Всем было ясно, что без денег село не поднять, но государству в то время было не до села, и выход из критической ситуации начали искать на региональном уровне. Село поддержали областным бюджетом и создали необходимые условия для масштабных инвестиций. Но инвестор освоился на селе не сразу. Специфика сельскохозяйственного производства требовала не только средств, но и времени, с которым на селе всегда было напряженно. Особенно, когда накануне сева село оставалось без семян, топлива и техники. Уверенно чувствовали себя там, куда зашел инвестор. В Нагайбакском районе организованно подготовились к севу только в одном Балканском хозяйстве, которое на договорной основе вошло в магнитогорскую компанию «Ситно». До других хозяйств инвестор еще не дошел.

В то время там его особо не ждали. Местная экономическая политика строилась на кратковременном сотрудничестве города и села. В Нагайбакском районе вместе с областным бюджетом сельскохозяйственное производство поддерживала Челябинская птицефабрика. Весной под будущий урожай она помогала хозяйствам топливом, запчастями, иногда и семенами, а осенью присылала в район своих представителей за фуражным зерном для своего куриного поголовья. Если весной село с энтузиазмом стремилось к дружбе с фабрикой, то к осени эти отношения часто становились прохладными, и неохотно рассчитывалось по долгам. Фабрика предлагала руководству района перейти на долгосрочные договорные отношения со всеми хозяйствами. Ей было необходимо работать на перспективу по рассчитанному на десятилетия плану, но в районе на такие условия не пошли, опасаясь за потерю самостоятельности. В результате фабрика от краткосрочных инвестиций отказалась и нашла необходимые земли в других районах области. А без нее хозяйства Нагайбакского района «сыпались» одно за другим.
— В тот год мы весь апрель уговаривали потенциальных инвесторов зайти в наши хозяйства на долгосрочной договорной основе, — рассказывает глава района Владимир Федоров. — Кроме них в необходимости совместной работы надо было убедить и коллективы хозяйств, что было не менее сложно. Причина местной «осторожности» проста. Инвестор менял прежний, часто неторопливый ритм и переводил все производство на более эффективный уровень. При этом заработок начинал оцениваться по реальному труду и дисциплине, строгому учету подлежали все материальные ценности. Принцип — все вокруг колхозное, все вокруг мое уходил в прошлое вместе с отживающими кооперативами. Понятно, это нравилось не всем, но другого пути не было. Прежняя организация труда вела к неминуемому банкротству. Для района это означало еще одну потерю рабочих мест, уменьшение местных налогов в муниципальный бюджет, увеличение брошенных земель и животноводческих помещений.
Перспективы долговременного сотрудничества одержали верх. Они были необходимы для перевода сельскохозяйственного производства на новые технологии. Как правило, инвестор получал в свое распоряжение брошенные или истощенные земли и для возвращения былого плодородия требовались два-три года. Долговременное сотрудничество позволяло начать техническое перевооружение села. На поля района пришли производительные канадские посевные комплексы и эффективная отечественная уборочная техника. Для работы на два — три года ни один инвестор на такие многомиллионные затраты не пойдет, поэтому и необходимы долгосрочные соглашения. С приходом инвестора на село вернулись стабильные заработки и сохранились рабочие места.
— В хозяйствах, в которые мы пришли в качестве инвестора, не сократили ни одного рабочего места, — говорит заместитель генерального директора компании «Ситно» по сельскохозяйственному производству Гаврил Ишимов. — Кроме Нагайбакского, мы инвестируем средства в хозяйства Агаповского и Кизильского районов, но основные капитало¬вложения сосредоточены здесь. Пока мы только вкладываем средства. На этот год сельская инвестиционная программа насчитывает десятки миллионов рублей. О прибыли речь еще не идет, стремимся работать без убытков, что в прежних «минусовых» хозяйствах можно считать достижением. Не все еще получается, в том числе и достойный заработок. Здесь все зависит от доходов хозяйств. При их увеличении пойдут в рост и заработки. К тому же одновременно с земледелием мы занимаемся и развитием животноводства.
На убыточное ранее мясо-молочное производство инвестор обратил внимание совсем недавно. Компания «Ситно» раньше тоже ограничивалась прибыльным производством зерна, но животноводством стало заниматься не столько из-за новых доходов — без них деятельность любого инвестора, в конечном счете, становится бессмысленной, а для стабилизации жизненного устройства села.
— Сегодня в растениеводстве занято не более 30 процентов трудоспособного населения села,— говорит уроженец здешних мест Гаврил Ишимов.— Чем же заняться остальным, если, кроме сельскохозяйственного производства, на селе больше ничего нет? Даже местная торговля у предпринимателей без стабильного заработка и полной занятости на селе процветать не будет. К тому же, новая высокопроизводительная техника, которой мы оснащаем наши хозяйства, способны занятость на выращивании зерна и кормовых культур довести, минимально, до 20 процентов. Чтобы было чем заняться остальным, стали возрождать животноводство. А за счет увеличения посевных площадей новая техника не послужила причиной, казалось бы, неизбежных увольнений. Всем досталась работа. Более того, с приходом инвестора рабочих рук на селе стало не хватать. Нам необходимы не только трактористы, комбайнеры и простые животноводы. На постоянную работу требуются агрономы, зоотехники, инженеры и другие специалисты. Где-то в кризис стремятся к сокращению штата, мы, напротив, нуждаемся в увеличении. Это проблема возникает сразу с переводом производства на новую организацию и технологии.
С такой проблемой столкнулись и в Ново-Северном, которое вошло в состав «Ситно» на договорной основе в числе последних. Еще около года назад хозяйство лихорадило. Люди думали не о производстве, а искали «виновных» в своей беспросветной нужде. Урожаи на лучших землях района упали до 8—9 центнеров зерна с гектара, дойное стадо сократилось до 200 коров. В поисках достойного заработка люди стали уезжать из некогда благополучного села. С приходом инвестора многое изменилось. До прежнего уровня еще далеко, но инвестор пока сумел обеспечить главное — стабильность.
— Сегодня у нас нет проблем с заработком, — говорит исполнительный директор Абдулбек Сулиманов. — Все получают его без задержек. В животноводстве он пока скромен — доярки получают по 7—8 тысяч рублей в месяц. Отличившиеся могут рассчитывать на премии. По итогам года техник по воспроизводству стада Валентина Сергеева получила 20 тысяч рублей. До посевной еще более месяца, у нас нет проблем с подготовкой техники, запчастями. Создан необходимый запас семян, начали завозить топливо. Подписаны все документы на одну тысячу тонн топлива, чего раньше в это время никогда не было. В последние годы не было и такого масштаба полевых работ. Этой весной мы готовы засеять более 7 тысяч гектаров зерновыми и 3 тысячи гектаров полей кормовыми культурами, что вдвое больше, чем год назад. Кроме этого под парами ждут своей очереди еще 5 тысяч гектаров полей. Когда такое было?
Заметные перемены пришли и в животноводство, в чем мы убедились на месте. До компьютерных доильных залов здесь еще не дошли, но чистый и упитанный скот говорил о хороших кормах и заботливом уходе. День животные проводили на просторных площадках, что способствовало привесам, надоям и росту поголовья. От каждых ста коров в прошлом году здесь получили по 96 телят, надой на корову составил 3,5 тысячи килограммов молока. Нынче инвестор стремится вывести на такой уровень поголовье всех своих хозяйств. В прошлом году надой составлял 2,2 тонны молока на корову. Такого резкого повышения надоев в районе еще не знали, как и роста поголовья скота. Сейчас в хозяйствах «Ситно» по Нагайбакскому району насчитывается около 5 тысяч животных. Резкий рост поголовья — в два раза до двух тысяч животных отмечен в Касселе, Гумейском, Балканском и других хозяйствах. Заполнены почти все пустующие ранее помещения. В некоторых из них даже зимой продолжается ремонт. Увеличение количества предусмотрено во всех хозяйствах.
По мнению главы района Владимира Федорова, инвестор помог устоять экономике села в самое сложное для него время. Легких периодов на селе не бывает, но самое сложное для него уже позади. Здесь сумели сохранить рабочие места и стали возвращать земле ее былое плодородие. В районе создали оптимальный климат для инвестиций, и они начали работать на село.

Источник: