Вы здесь

Мордовия: В каждой школе - мини-ферма

Перейти к полной версии/Вернуться

В конце прошлого года бывшая котельная Мордовско-Юнкинской школы стала превращаться… в школьное подворье! Энтузиазм учеников и учителей, работавших на освобождении помещения от оборудования и скопившегося хлама, запечатлела камера фотографа-любителя, и сейчас эти снимки вполне могут претендовать на роль экспонатов школьного музея. А уже в январе на подворье поселились и его обитатели, появления которых весь школьный народ ждал с нетерпением. Пять бычков стали своеобразным стартовым капиталом, благодаря которому в этой школе рассчитывают развить пришкольное животноводство.

Не пристало ходить протянутой рукой

- Сельской школе не пристало рассчитывать в организации питания школьников лишь на деньги, выделяемые из бюджета, - высказала свое мнение о необходимости создания пришкольной мини-фермы директор школы Елена Родина. – Особенно сейчас, когда разразившийся в мире кризис заставил всех вспомнить о бережливости во всем. Можно просить поставщиков продуктов, чтобы они отпускали их школам по более низкой цене, но гораздо надежнее производить продукты самим. Большие надежды мы возлагаем на школьное подсобное хозяйство, в котором кроме традиционного овощеводства должно присутствовать и разведение животных.

Впрочем, в школе Мордовских Юнков еще во времена, когда кризиса и в помине не было, завели корову. Каждое утро начинается для местных школьников со стакана молока, у которого есть и альтернатива, - стакан какао, а в обед ребятишкам предлагают рассыпчатую кашу, сваренную на натуральном молоке. Кашу или молочную лапшу в школьное меню включают три раза в неделю. Лишь во время «каникул» коровы, заканчивающихся для нее и школы новым приплодом, из меню школьников на короткий срок исчезает молоко. Надо сказать, и народившийся теленок без материнского молока не остается – на его выпойку расходуют 410 литров.

- Летом, когда отдыхают уже ребята, корова становится нашей «сберкнижкой», - говорит Елена Родина. – Все молоко, которое она дает с конца мая до начала сентября, школа продает через сельскую администрацию переработчикам. Деньги поступают на счет школы и расходуются на ее же нужды.

Как сказала директор, в прошлом году от школьной коровы было продано 1800 кг молока. Даже при закупочной цене 6 рублей за кг стоимость его 10,8 тыс. рублей! И это – не все «живые деньги», приносимые коровой. Ее телята (пусть и приносит за год всего по одной голове) вырастают в полновесных бычков и телочек, реализация которых ежегодно оборачивается суммой даже большей, чем продажа молока.

Корова Белянка уже более десяти лет обеспечивает школьную столовую молочными продуктами и в селе Краснополье. Она также участвует в выполнении прогноза сельского поселения по продаже молока. За прошлый год выручка составила 11 тысяч рублей. В этом в школе решили заняться и откормом КРС. В январе на школьном подворье поселились два бычка, которые, кроме пользы в трудовом воспитании школьников, менее чем через год обернутся и ощутимым денежным доходом.

В Татарских Юнках о школьной корове пока мечтают, но бычка уже завели. Правда, живет он на ферме сельхозпредприятия. «Как только найдется для мини-фермы помещение, у нас будет не один, а несколько бычков, - сказали в школе. - И корова - тоже».

«Это для нас не ново!»

Морд.-юнкинская корова, скорее всего, на школьное подворье уже не поселится. Она живет во дворе школьного повара Прасковьи Асташкиной, которая к кормилице сельских ребятишек очень привязалась и расставаться с ней не хочет. Но сами школьники к корове наведываются регулярно. До последнего времени она оставалась единственным в школе животным, вокруг которого и возник животноводческий кружок. Его посещают 15 школьников. Ребята, начиная с восьмиклассников, два раза в неделю занимались в этом кружке. Теперь, когда у школы есть бычки, уход за ними отнимает времени больше, но это ничуть не мешает учебе. Даже ребятишки, которых родители дома не особо загружают домашними хлопотами, с большой охотой ухаживают за животными в школе, получая при этом полезные для сельского жителя навыки. Мы и сами видели, как школьники приходили на новое подворье, чтобы помочь раздать корм, напоить животных. В тот день сюда завезли комбикорм, и ребята загодя старательно подмели помещение для его хранения. Школьники хотят, чтобы вместо комбикорма привозили в школу зерно, которое сами смелют на комбикорм. Сейчас думают, как заиметь собственную мини-мельницу.

На другой стороне Торбеевского района - в селе Лопатино - также взялись всем миром развивать пришкольное животноводство. У лопатинских школьников такая же цель – кризису не поддаться и в трудное время себя своим трудом накормить. О том, что новое начинание для здешних ребят всего лишь забытое старое, напоминает большой хлев, в котором в январе поселились три телочки. Держать телочек даже выгоднее, нежели бычков: кроме закупочной цены за каждый кг живого веса за них причитаются и дотации как за животных на племя. Телочек охотно купит любое хозяйство, но лопатинцы продадут их тому, у кого и брали молодняк. В школьном сарае села Лопатино много лет назад уже держали скотину, и в конце прошлого года, когда вновь решили завести в школе живность, помещение было совершенно ветхим. Глава сельхозпредприятия «Заря» Николай Бодягин не только выделил материал для ремонта хлева и прислал бригаду строителей, но и проследил, чтобы работа была проведена вполне добросовестно. А кормов у школы сейчас столько, что их с лихвой хватит для получения на каждую телочку даже килограммовых привесов в сутки. Откуда они взялись, скажем ниже. Пока же заметим, что у лопатинских школьников в ближайших планах – самим заняться добыванием кормов для своих питомцев. Например, летом они хотят заготовить для телочек сено. И заработать зерно, чтобы были у телочек концентраты, без которых больших привесов не получить.

За год – 80 тысяч рублей!

Четыре бычка сейчас на подворье Никольской средней школы. Мини-ферма начиналась здесь с проблемы. У школы не было своего сарая, но мир не без добрых людей. Выпускник Алексей Петухов проживает и работает в районном центре, но в Никольском у него дом, доставшийся от родителей. Алексей предложил свой сарай для размещения школьных бычков. Мини-ферма закреплена за оператором газовой котельной В.Ф. Ивановым, которому в уходе за животными помогают старшие школьники. Они смастерили кормушки для бычков, в которых постоянно есть корм. Не кончается у животных и вода, которую ребятишки доставляют из ближайшего колодца во флягах.

Как и остальным общеобразовательным учреждениям района - а это 14 средних и 3 основные школы, - животных Никольской школе предоставило сельхозпредприятие. В данном случае – ООО «Вастома». Сельхозпредприятия заключили со школами договоры, согласно которым им отдано 57 животных разных видов, которых школьники будут окармливать до определенного веса. Например, для бычков это 380 - 400 кг. После этого сдадут на мясокомбинат. Хозяйства получат при этом по цене мясокомбината расчет за вес, с которым животные были поставлены на откорм, остальная сумма поступит на счета школ. В Мордовско-Юнкинской школе рассчитывают заработать в этом году на откорме бычков 80 тысяч, в Никольской – 50 тысяч рублей, в Лопатине – тоже около 50 тысяч рублей. Заработанные деньги пойдут на организацию школьного питания и покупку всего, в чем нуждаются школы.

Лопатинское сельхозпредприятие, как сказал его председатель Николай Бодягин, отдало телочек безвозмездно. Что касается кормов, все хозяйства отдали их школам бесплатно. И дальше, говорят руководители, хозяйства намерены оказывать им спонсорскую помощь кормами.

КОММЕНТАРИЙ

Глава администрации Торбеевского района Иван ШУМКИН:

- Работа по трудовому воспитанию в школах района особенно усилилась в этом учебном году. Особое значение в ней придается, как ориентирует в Послании Госсобранию РМ Глава республики Н.И. Меркушкин, трудолюбию, уважительному отношению к труду. Для достижения этих целей, прежде всего, и созданы во всех 17 школах подсобные хозяйства, в которых ученики получают навыки сельскохозяйственного труда. Школы райцентра - не исключение. В нелегкое время свой огород и ферма должны также стать для школ большим подспорьем в организации школьного питания, решении других вопросов, требующих материальных затрат.

Инициатива создания мини-ферм пошла из самих школ и нашла в районе широкую поддержку. Сельхозпредприятия предоставили школам по договорам молодняк КРС и свиней, на полную потребность – корма, отдельным выделили или отремонтировали помещения для содержания скота. Но это – только начало большого дела, которое мы намерены широко развивать.

Источник: