Государству кажется, особенно в кризис, что достаточно сельхозпроизводителям дать денег — и все будет хорошо. Но одной раздачей средств развитие агросектора не обеспечить
Губернатор Свердловской области Эдуард Россель на встрече 10 февраля с премьером Владимиром Путиным пообещал диковинную вещь: через три года Свердловская область приобретет независимость от импорта мясного сырья. Не будем вычислять, сколько в заявлении пиара и политики, потому что их там 100%: работа у губернатора такая. Но самое интересное, что это одновременно и правда. Точнее, может вправду получиться.
Посмотрим, из каких цифр складывается 100−процентная мясная независимость региона и при каких обстоятельствах мечты сбудутся. Сейчас область имеет 56% собственного мяса-сырья, обеспечивающего переработку. Хорошо бы довести этот объем до 80%, потому что, по нормам продовольственной безопасности государства и территории, импорт не должен превышать 20%. Так вот, 80% — это 230 тыс. тонн мяса всех видов. То есть 100% — это 280 тыс. тонн с хвостиком. Но итог 2008 года — 130 тыс. тонн, прирост за год всего 7%. Что позволяет регионалам формулировать амбициозные заявления про 100−процентную обеспеченность?
Давайте считать. Завершение всех работ по свинокомплексу «Уральский» в этом году добавит 25 тыс. тонн. Пуск на полную мощность Горноуральского свинокомплекса — еще 8 тысяч. Далее к условному областному серебряному подносику, где лежат на белой салфеточке озвученные расчеты по мясным проектам этого года, дающие в сумме по отрасли 163 тыс. тонн, в течение трех лет по очереди будут подходить предприниматели, которые построят новые коровники и свинарники по 5 — 10 тысяч поголовья, и скромно, но гордо каждый добавит не менее 1 тыс. тонн мяса. За три года намечено реализовать 50 таких проектов, в этом году берутся запустить до 22−х. Итого — 213 тыс. тонн.
Ударно нарастить мясные ресурсы поможет и птицеводство — быстро воспроизводимое, с высоким оборотом капитала и окупаемостью. В птицепроме по принятым к реализации программам предполагается в течение двух лет достичь уровня 160 тыс. тонн (в 2008 году произведено 93 тыс. тонн). Это еще 67 тыс. тонн плюсом. Итого искомые 100% — 280 тыс. тонн для отчета в Кремле — будут собраны: принимай, Родина! Прежде промышленная область никогда мясом полностью себя не обеспечивала. Но и таких мер господдержки не видали, и задач не ставилось, и кризисов таких не бывало.
Удачный момент
Для российского сельского хозяйства кризис — удачный момент. Во-первых, экспортно-импортные операции сокращаются, потребители сельхозпродукции переориентируются на внутренний рынок. Спрос на молоко, мясо, овощи, произведенные на отечественных агрофирмах, вырастет. Во-вторых, впервые появилась возможность получения беспроцентных кредитов на реализацию агропроектов: 80% от банковской ставки берет на себя федеральный бюджет, 20% — региональный. Средний срок окупаемости инвестиций в АПК — три-четыре года.
Весь агропродовольственный сектор будет развиваться на кредитной основе. Как сообщил директор Свердловского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Николай Дулесов, банк и Свердловская область 18 декабря подписали соглашение о сотрудничестве в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы. По нему, банк обязуется оказывать инвестиционную поддержку различным секторам агрокомплекса в следующих объемах: в 2009 году — до 3 млрд рублей, в 2010 году — до 4 млрд рублей, в 2011−м — до 5 млрд рублей (для сравнения: весь объем кредитного портфеля Свердловского регионального филиала Россельхозбанка в 2008 году — более 2 млрд рублей).
Николай Дулесов уточнил: средства предназначены для кредитования всех видов сельхозработ, а не только для субсидирования процентных ставок по кредитам, как неверно указывается в ряде источников. Проекты заявленных к строительству 22 животноводческих комплексов находятся на разной стадии готовности, но если вдруг все они действительно будут стартовать в этом году, банк готов оказать им кредитную поддержку. Защита новых бизнес-планов проходит дважды в неделю в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области.
Итак, кредиты обещаны. Да и инвесторы вряд ли будут выводить деньги из сельскохозяйственных проектов под влиянием кризиса, утверждает министр сельского хозяйства Свердловской области Сергей Чемезов: привлекательность агропромышленного бизнеса по-прежнему высока. На сегодняшний день банковский бизнес и агропромышленные предприятия совместно ведут около 20 проектов. Ни одного отказа нет. На один рубль частных инвестиций в этом году, по словам министра, в области добавляется 50 копеек бюджетной поддержки всех видов.
Поскольку ряд банков повысил проценты по кредитам, ужесточил залоговую политику и условия рассмотрения финансового состояния заемщика, Минсельхоз РФ усилил контроль кредитования сельского хозяйства и пищевой промышленности, пытаясь не допустить его остановки. Переход нацпроектов на ранг выше, в статус государственных, гарантирует, что банки не потребуют обратно все дешевые кредиты, которые ранее предоставили сельхозпроизводителям. Средства уже пошли на модернизацию производств, закупку нового оборудования. С подачи государства на общей волне их набрали под нацпроекты, его задача теперь — не допустить разорения участников.
На совещаниях с бизнесом с начала года агрочиновники говорят зажигательные речи: срочно нужны инициативные люди с хорошими идеями, эти идеи войдут в пул новых проектов. Время пошло, пора быстро брать деньги и работать. А чтобы новички сократили сроки разработки проектов, власти предлагают руководителям состоявшихся агропредприятий передать свои ноу-хау тем, кто только собрался запускать проекты. Поскольку это интеллектуальная собственность, можно договориться о роялти. Как реагирует агробизнес уральских регионов на ситуацию и меры господдержки?
Пароль: мясо и молоко
Бизнес тоже вдохновлен «текущим моментом»: он помнит, как после кризиса 1998 года российские продукты смогли потеснить импорт и выйти на рынок. В этот кризис «теснить» пока готовы немногие: в агросекторе только 25 — 30% высокорентабельных хозяйств, остальные работают в режиме простого и суженного воспроизводства. Сельский товаропроизводитель получает лишь пятую часть от конечной цены продукта — он по-прежнему заложник пресловутого диспаритета цен. Никто не спрашивает у крестьянина, будет ли он покупать дизтопливо по цене 25 — 26 рублей за литр, дорогую электроэнергию, технику. Но когда он начинает реализовывать продукцию с соответствующей рентабельностью, ему живо указывают на социальный аспект «доступности продовольствия для большинства населения». Конфликт интересов приводит к тому, что в отрасли с начала 90−х так и не сбалансировано ценообразование.
И вот наконец бизнес слышит правительственные заявления: будем поднимать сельскохозяйственное производство, укреплять потенциал экспортера продовольственных товаров. В этом году запускаются две целевые программы увеличения выпуска мяса и молока, на которые из бюджета выделяют то ли 10, то ли 20 млрд рублей (по разным источникам). На субсидирование процентной ставки по кредитам для АПК из федерального бюджета выделено свыше 60 млрд рублей. Правительство РФ для защиты отечественных сельхозпроизводителей повышает с 1 января 2009 года сроком на один год ввозные пошлины на свинину и мясо птицы. Кризис, полагает бизнес, явление все-таки временное. Потом будет колоссальный рост — продовольствие всегда в цене. Надо пользоваться моментом и господдержкой. Так что областной Минсельхоз, полагавший в рамках госпрограммы набрать с десяток проектов по производству мяса и молока, в итоге утвердил их в два раза больше — слишком много желающих.
Пустим министерство по бизнес-рельсам
И все же государство в целом достаточно просто подходит к сельхозпроизводителям. Чиновнику кажется — дать им денег, и все зашевелится, и все будет хорошо. Лишние миллиарды рублей никому не повредят. Но не следует забывать и о других проблемах.
Первое: важно обеспечить нормальную работу всей товаропроводящей цепочки — от поля до прилавка. В пылу финансового кризиса, когда не хватало ресурсов, некоторые банки срочно просили торговые сети вернуть кредиты. В итоге мы можем столкнуться с тем, что не будет в запасе достаточного количества продуктов для обеспечения спроса. Между тем, кредитуя торговые сети, банки опосредованно поддерживают и производителей сельхозпродукции. Когда сеть может вовремя расплатиться с поставщиками, деньги вовремя же возвращаются в село. И агропроизводитель успевает закупить ГСМ, удобрения, семена и прочее по нормальной цене, тем самым обеспечивая следующий цикл производства.
Второе: необходима корректировка госпрограммы поддержки АПК в вопросе о земле — основном активе в этом бизнесе. Всех интересует возможность аренды земли, покупки ее в рассрочку, в кредит, желательно под символический процент, от 2 до 5. Развитие земельной ипотеки сдерживалось несовершенством нормативной правовой базы, сейчас добавился кризис, так что пока сложно говорить о реализации этой программы. Земля опять зависла.
Третье: в кризис обострилась проблема залоговой базы. Генеральный директор ЗАО Свинокомплекс «Уральский» Коба Гумберидзе намерен завершить к концу года реализацию проекта стоимостью 123 — 130 млн евро. Возникшие осенью проблемы с финансированием (оно приостановлено Газпромбанком) «вынули» из проекта мясокомбинат: строить его не на что. Но самое тяжелое, признает предприниматель, это присоединение к внешней инфраструктуре и сдача готовых объектов в эксплуатацию. На получение документов экспертизы порой уходит до трех лет, по всей России это хит проволочек. «Были бы у нас сейчас сданы в эксплуатацию готовые площадки — это 1 млрд рублей залоговой базы, можно идти в любой банк и строить мясокомбинат, — заключает Коба Гумберидзе. — В кризис без экспертизы и залоговой базы банки даже не разговаривают».
О проблеме залоговой базы говорит и директор ОАО «Каменское» Александр Бехтерев (предприятие построило молочную ферму в деревне Черноусово на 800 голов стоимостью 222 млн рублей). Есть еще одна проблема, по его словам, — своевременное возмещение процентных ставок, особенно из федерального бюджета, задолжавшего хозяйству с октября. В ожидании обещанного Каменское гасит кредиты, но это вымывает оборотные средства. Компрометируется сама идея поддержки.
Помимо этих старых заскорузлых агропроблем на пути к мечте о 100−процентном мясном суверенитете стоит и новая — отсутствие рынка инжиниринговых компаний. Во всем мире они занимаются сопровождением перспективных инвестиционных проектов, в том числе и в агросекторе — разработкой документации, бизнес-планов, получением различных разрешений и согласований, чтобы освободить от этой работы предпринимателей. Неожиданно для агросообщества здесь решило «зажигать» правительство Свердловской области. Похоже, кризис очень взбодрил госчиновников. Министр экономики и труда Михаил Максимов заявил, что инжинирингом займется министерство и торгово-промышленная палата:
— Хотим начать с себя — перестроить работу министерства так, чтобы сотрудники полностью отвечали за реализацию конкретных инвестиционных проектов. И не пять человек, как сегодня, а 60 — 70. Тогда мы сможем по-настоящему влиять на воплощение нужных области проектов.
Губернатор поддержал идею министра и подчеркнул, что надо изменить и принципы работы Комитета по развитию малого предпринимательства — превратить его в инжиниринговую фирму. По мнению губернатора, любой, даже самый сложный объект на селе можно построить за год, главное — хорошо подготовиться к этому и создать инвесторам комфортные условия.
На базе Уральского экономического университета, рассказал Сергей Чемезов, создается проектно-конструкторское бюро, которое будет разрабатывать под ключ объекты пищевой и перерабатывающей промышленности, используя новейшие немецкие технологии.
Власти понимают: развития ситуации в АПК по кризисному сценарию допустить нельзя. Инерционный вариант не позволит и к 2020 году обеспечить продовольственную безопасность страны, особенно по продуктам животноводства. Вот почему они прилагают усилия к тому, чтобы не допустить обвала инвестиций в производственном секторе АПК. Но власти не в силах исключить главный риск кредитования агросектора — ненадлежащее наполнение федерального и региональных бюджетов. Тогда ресурсы на субсидирование процентных ставок по кредитам и прочие будут урезаны.