С июня по ноябрь 2013 года на территории Смоленской области зарегистрирован 25 случаев африканской чумы свиней.
В том числе 6 случаев падежа диких кабанов от АЧС, в ходе мониторинговых отстрелов выявлено наличие вируса еще в 14 случаях, среди домашнего поголовья зарегистрировано 5 очагов инфекции.
Данные факты свидетельствует о сохранении угрозы возникновения новых вспышек АЧС в дикой фауне.
Региональной ветеринарной службой во взаимодействии с Управление Россельхознадзора проводится комплекс неотложных мероприятий, направленных на недопущение выноса вируса АЧС за пределы очагов инфекции, а также по определению источника инфекции.
В связи с этим, принимаются дополнительные меры, направленные на недопущение неправомерного перемещения живых свиней и продуктов их убоя, а также по усилению контроля за проведением мониторинга эпизоотической ситуацией по АЧС как среди диких кабанов, так и среди домашних свиней.
В настоящее время сохраняются ограничения, устанавливаемые после наложения карантина согласно действующей Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации АЧС на следующих территориях:
- ООО "Кречет" Вяземского района;
- ООО "Издешково" Сафоновского района;
- ООО "Заимка" Шумячского района,
- ООО "Велисто" Духовщинского района;
- ООО ОХ "Смоленское" им. Я.Я. Колесникова Вяземского района;
- Государственный биологический (зоологический) заказник регионального значения "Шумячский" Шумячского района.
Интервью с Руководителем Управления Россельхознадзора Алексеем Михайловичем Щегловым по проблемам африканской чумы свиней в дикой фауне
Каковы причины такого быстрого распространения африканской чумы свиней?
Причин быстрого распространения высоколетальной африканской чумы свиней несколько. Если сделать экскурс в недавнюю историю вопроса, то становится очевидно, что возбудитель болезни в 2007 году, перевалив Большой Кавказский хребет, проник из Грузии в Россию.
К сожалению, прогнозы специалистов Россельхознадзора о том, что скорость перемещения вируса вглубь страны будет достигать 300-350 км в год, оправдались. По последним данным уже зафиксированы 576 вспышек заболевания в 34 субъектах РФ.
В том числе в Смоленской области только в 2013 г -25 очагов, 20 из которых приходятся на дикую фауну.
Значит, Вы видите причину распространения АЧС в диких кабанах?
Приведенные выше данные указывают на то, что дикий кабан несет в себе реальную угрозу распространения опасной болезни на свободные территории.
Прошу заметить, что степень этой угрозы одинаково велика как для самих диких животных, так и для их домашних сородичей. Почему же случилось так, что еще недавно считающаяся «чистой» и благополучной в ветеринарном отношении естественная среда обитания превратилась в важнейший фактор эпизоотического риска? Вероятно потому, что на современном историческом этапе человек изменил свое бережное к ней отношение. Интенсивное развитие охотхозяйственной деятельности, расширение спектра различных охотничьих и туристических услуг способствует наиболее активному вторжению человека в дикую природу.
Что отмечается при более пристальном изучении этой сферы?
В течение 2012-2013 годов мы проводили проверки соблюдения охотхозяйствами Брянской и Смоленской областей требований и правил ветеринарной безопасности.
Практически везде результат один и тот же.
Повсеместно, за редким исключением, явно просматривается потребительское отношение к охотничьим ресурсам и среде их обитания. Никакой защиты диких животных от опасных болезней, как того требует закон, в охотхозяйствах не ведется. Ветеринарно-санитарные меры предосторожности при проведении охот, в том числе с применением собак, техники, охотниками не соблюдаются. Разделка продукции охоты ведется в основном в полевых условиях, без утилизации образующихся биологических отходов.
Требования Федерального Закона Российской Федерации от 24 июля 2009 года № 209 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о поддержании охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и расширенное воспроизводство численности на практике не выполняются.
А как в этом смысле обстоят дела в особо охраняемых природных территориях?
Прежде всего в контексте нашего разговора о ветеринарном благополучии в дикой природе, к особо охраняемым природным территориям я бы еще добавил так называемые общедоступные охотничьи угодья.
В отличии от охотничьих угодий, которые на основаниях, предусмотренных законодательством, используются юридическими и физическим лицами, региональные заказники давно перестали быть объектами пристального внимания природоохранных служб.
В Брянской и Смоленской областях их насчитывается по восемь, и они занимают достаточно обширные территории.
Деятельность заказников должна быть регламентирована специальными региональными документами и управляться дирекцией, располагающей необходимыми полномочиями и средствами для их реализации. Эффективная охрана территории от браконьеров, отлаженная система постоянного наблюдения за развитием популяций различных видов животных и их физическим состоянием, защита животных от опасных болезней – вот основные направления деятельности особо охраняемых природных территорий.
Но пока что для нас они остаются еще одним фактором риска распространения опасной болезни.
Что же, по Вашему мнению, необходимо сейчас делать, чтобы остановить дальнейшее распространение вируса АЧС?
Очевидно, что пришло время, когда надо отказаться от тех полумер и шумных бумажных кампаний, проводимых под флагом борьбы с африканской чумой свиней.
Мы же видим, что многочисленные заседания всевозможных чрезвычайных и уполномоченных районных и областных комиссий, объемные планы по недопущению распространения возбудителя болезни, якобы проводимые сходы граждан, собрания охотников по разъяснению его опасности и прочее, не приносят желаемого эффекта.
Сейчас необходимо реализовать на практике то, что уже давно прописано и рекомендовано Протоколом от 8 августа 2013 года оперативного штаба по ликвидации АЧС под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича. А именно, обеспечить на регулярной основе мониторинг эпизоотической ситуации по АЧС в охотничьих хозяйствах, в особо охраняемых природных территориях как федерального, так и регионального значения, а также провести специальные мероприятия по снижению численности и миграционной активности диких кабанов.
Об этом же говорится в Плане мероприятий, утвержденном еще 25 октября 2012 года Министром сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Федоровым.
Во избежание в этой работе нормативно-правовых препонов, в июле текущего года Минприроды исключило дикого кабана из перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется только в соответствии с установленными лимитами. С этого момента исполнительные органы власти регионов получили самостоятельное право устанавливать объем отстрела дикого кабана, исходя из сложившейся эпизоотической ситуации.
Но несмотря на это, до настоящего времени работа по снижению его численности ни в Брянской, ни, что особенно удивительно, в Смоленской, областях не организована.
Какова ответственность за сохранение здоровья диких животных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в сфере охотничьих хозяйств?
Опираясь на результаты контрольно-надзорной деятельности, смею заявить, что уровень ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих пользование животным миром, за соблюдение ветеринарно-санитарных требований в дикой природе настолько низок, что практически граничит с безразличием.
Получив от региона необходимые территории для ведения охотничьего хозяйства, на первое место выдвигаются интересы, связанные с организацией охот, расширением охотничьей инфраструктуры и т.д.
Вопросы сохранения, защиты охотничьих и других видов животных отодвинуты на второй план.
Во многом именно по этой причине мы наблюдаем сегодня в охотхозяйствах Смоленской области неконтролируемое распространение вируса АЧС. Он беспрепятственно перемещается от одного из них к другому, инфицируя все новые территории.
Поэтому полагаю, что пришло время повысить эту ответственность. Учитывая возможные негативные последствия, принесенные африканской чумой свиней, региональным органам власти следует смелее использовать свои законные полномочия по прекращению права добычи охотничьих ресурсов или охотхозяйственного соглашения с нерадивыми пользователями животным миром.
В условиях современной эпизоотической обстановки участниками процесса, оказывающими влияние на состояние дикой фауны, должны быть ответственные люди, осознающие все возможные последствия своей деятельности.