Вы здесь

Последний шанс сельского хозяйства

Перейти к полной версии/Вернуться

Правительство и элита примирились кажется с кризисным состоянием сельского хозяйства страны. Даже продовольственный кризис 2007 года и резкий скачок цен на продукты питания в 2007-2008 годах не дали повода для начала широкого обсуждения путей и стратегии развития сельскохозяйственного производства и принятия соответствующих мер. Но есть последний шанс. Я имею в виду возможность объявления одним из приоритетных направлений общественных работ в период экономического кризиса восстановление и модернизацию сельского хозяйства.

Действующие национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы ориентированы в основном на помощь крестьянским подворьям и фермерам и частично действующим крупным хозяйствам путем предоставления льготных кредитов. Предоставляемые субсидии распылены по многочисленным нерешающим направлениям, в том числе на развитие инфраструктуры – строительство школ, жилья, дорог и т. д (спрашивается, зачем строить школы в пустеющих деревнях?). Поэтому они не в состоянии вывести сельское хозяйство из кризиса, восполнить потери производства вследствие разорения около 15 тысяч крупных и средних сельхозпредприятий.

Первоочередная стратегическая задача сегодня - восстановление и модернизация этих хозяйств. Для ускоренного восстановления и модернизации сельхозпредприятий необходимо вложить в это дело бюджетные деньги, как это делали в ФРГ при реформировании сельского хозяйства Восточных земель в начале 90-х годов.

Например, выплачивать восстанавливаемым хозяйствам субсидии на покупку коров, восстановленный гектар пашни,. дотации за произведенное молоко и мясо и т.д. Оказать помощь этим хозяйствам в приобретении тракторов и кормоуборочной техники, в восстановлении ферм. и инфраструктуры. Вкладывая таким образом бюджетные средства непосредственно в производство, можно добиться, например, увеличения количества коров в хозяйствах на 1 миллион голов в год и отказаться через 5 лет от импорта порошкового молока и значительно увеличить производство мяса. Эти идеи актуальны сегодня как никогда.

Правительство выделило 800 млрд. рублей на помощь сельскому хозяйству в рамках антикризисной программы. Полагаю, что эти деньги по традиции будут направлены на льготное кредитование и пополнение лизинговых фондов. Однако использование этих средств в такой форме крайне не эффективно. Многим хозяйствам льготные кредиты и лизинговые поставки не под силу – нет залога, поэтому значительная часть этих средств будет освоена так называемыми инвесторами, которые строят современные животноводческие комплексы на импортном оборудовании.

Кто знает реальное положение дел в сельском хозяйстве, понимает, что сегодня появился, может быть, последний шанс дать действенный толчок к выводу его из кризиса. Необходимо принять на Президентском уровне одним из приоритетных направлений общественных работ в период экономического кризиса восстановление и модернизацию сельского хозяйства. Многие развитые страны, а также наши соседи Казахстан и Китай, вкладывают бюджетные деньги в развитие инфраструктуры, строят жилье, дороги, элеваторы, мясокомбинаты и т.д. Тем самым создают новые рабочие места и стимулируют внутренний спрос.

Наиболее быструю отдачу обеспечивают вложения именно в сельское хозяйство – это миллионы восстановленных гектаров пашни, дополнительная продукция уже в текущем году, создание рабочих мест, приостановка опустошения села. Прямые вложения в сельское хозяйство окажут кроме того поддержку сопутствующих отраслей – сельхозмашиностроения, строительную индустрию, перерабатывающую промышленность. Эти затраты обеспечат дополнительный спрос на металл, цемент, строительные материалы, удобрения, услуги строителей, проектных организаций. Заработают в полную силу по цепочке десятки и сотни предприятий, которые будут платить налоги, зарплату рабочим. Всё это позволит выйти экономике из кризиса с минимальными потерями. А у правительства пока есть деньги в «заначке»…

Новую программу развития сельского хозяйства необходимо осуществлять проектным методом, начиная снизу, от каждого хозяйства. В каждом районе есть по крайней мере 2-3 хозяйства, которые можно срочно спасти от разорения, вложив на их восстановление бюджетные средства. Эту работу нужно поручить непосредственно регионам, которым нужно доверять. Уверен, что в большинстве регионов губернаторы и их заместители по сельскому хозяйству квалифицированные и ответственные люди. Ведь Ю.Лужков построил современные агрохолдинги в ряде областей, а в Вологодской области эффективно поддерживали сельское хозяйство – лишь бы деньги были. А денег для поддержки сельского хозяйства не надо жалеть – все равно правительство потратит госрезервы по мелочам. А потом что делать?

Для проработки вопросов что и как делать надо собрать совещание руководителей регионов и представителей заинтересованных ведомств (может для начала в узком кругу) с участием руководителей ряда передовых сельхозпредприятий. И в режиме диалога с учетом предложений регионов выработать стратегию восстановления и модернизации хозяйств, провести расчеты потребности в ресурсах и финансовых средствах с тем, чтобы не позже марта месяца регионы получили бюджетные средства. Надо срочно помочь заводам-изготовителям тракторов, комбайнов и сельхозмашин пока не пойдут заказы от регионов. Нельзя допустить, чтобы остановились эти заводы.

Лизинговыми поставками Россельмаш не спасешь. Надо до начала посевной всю технику со складов готовой продукции заводов поставить хозяйствам по заказам регионов и подготовить до начала строительного сезона фронт работ для восстановления ферм. Для устойчивой работы заводов надо оформить портфель заказов на поставку техники хотя бы на 2009 и 2010 гг. Каждый регион должен определить размеры дотаций на произведенную продукцию и кому их выдавать, исходя из местных условий. Пора либералам в правительстве понять простую истину, что отсталое еще с советских времен наше сельское хозяйство не может без государственной помощи работать эффективно, обеспечивая достойную оплату труда своих работников и накопление средств для модернизации. Особенно в условиях монополизма и высоких цен на горючее, электроэнергию, металл и удобрения.

Необходимо напомнить, что в странах ЕС сельское хозяйство ежегодно субсидируется на 56 млрд. евро. Крестьяне в этих странах получают дотации за каждый обработанный гектар земли, за каждую голову коров и т.д. Благодаря такой помощи государств сельское хозяйство стран ЕС процветает, даже в условиях экономического кризиса цены на продовольствие имеют тенденцию к понижению. Здесь изложена сама идея и ее обоснование. Все организационные, юридические и законодательные аспекты программы должны решаться соответствующими структурами в оперативном режиме.

Мое пожелание – проектом должен руководить координатор, наделенный Президентом особыми полномочиями. Им может быть один из вице-премьеров или лучше всего самый энергичный и успешный глава региона (по совместительству, может быть). Пока либералы в правительстве и вне кажется не готовы принять программы общественных работ, финансируемых из резервных фондов. Нельзя допустить повторения ошибок 2001-2008-х годов, когда правительство, владея огромными средствами Стабфонда, не смогло снизить инфляцию и диверсифицировать экономику. Я со своими предложениями не выдумщик.

Все больше авторитетных деятелей выступает за усиление антикризисной программы правительства. Так, Ю.Лужков в газете «Российская газета» от 14 января 2009 года в статье «Монетаристский курс – не выход из кризиса» пишет: «Сегодня весь мир ищет пути выхода из кризиса в повышении эффективности госуправления, удешевлении кредита, в снижении стоимости денег. В том, чтобы довести деньги до экономики, до реального сектора, инфраструктурных проектов, строительства и малого бизнеса». Директор Института финансовых рынков Финакадемии проф. Я.Миркин в «Российской газете» от 20 января т.г. в статье «Экономика просит рубля» пишет: «В текущей фазе кризиса пора переводить акценты с финансовых вливаний, легко конвертируемых в валюту и в погашение долгов без выпуска дополнительной продукции, на программу общественных работ. В финансирование госзаказа с инвестициями в инфраструктуру, требующими рабочих рук, металла, цемента, лесопереработки».

Источник: