Вы здесь

В Ленинградской области строится вертикально-интегрированный холдинг по производству свинины мощностью 500 тыс. голов

Перейти к полной версии/Вернуться

Группа компаний «Пулковский» начала на Северо-Западе строительство вертикально интегрированного холдинга по производству свинины. Это первый подобный проект за постсоветский период.

Северо-Запад не может похвастаться высокими показателями в свиноводстве. Достаточно сказать, что с 1989 года, когда в одной только Ленинградской области было 900 тысяч свиней, поголовье сократилось примерно в 10 раз.

До недавнего времени крупнейшим в регионе считается свинокомплекс «Новый свет» в Гатчинском районе Ленобласти. Его мощность - около 42 тысяч голов. Правда, собственный репродуктор «Нового света» дает только половину поголовья. Остальных идущих на откорм поросят завозят из-за рубежа. Комплекс «Восточный» в Тосненском районе ЛО полностью специализируется на откорме импортных поросят. Датский собственник предприятия компания «Рюрик», который в этом году купил обанкротившийся совхоз «Восточный», поставляет молодняк со своего репродуктора в Литве. Пока мощность откормочника около 20 тысяч голов в год, в планах – нарастить до 120 тысяч. Животноводческий комплекс «Бор» в Приозерском районе ЛО реконструировал два своих свинокомплекса, доведя их показатели до 8 тысяч голов в год.

Все действующие предприятия специализируются в основном на откорме и частично репродукции. На Северо-Западе еще никому не удавалось создать вертикально интегрированный свиноводческий комплекс замкнутого цикла, в котором присутствовали все этапы производства свинины – от организации селекционного центра, где создавалась бы собственная генетическая основа поголовья, до поставок мяса в магазины и на переработку. Пожалуй, последним от попыток реализовать подобный проект нынешней зимой отказался холдинг «Парнас», который собирался построить свинокомплекс на 200 тысяч голов стоимостью $100 млн. Роспотребнадзор запретил «Парнасу» размещать объект в Лужском районе, где у холдинга уже есть комбикормовый завод. Однако, по мнению аналитиков из компании «Агриконсалт», дело не только в этом. Эксперты полагают, что проблема в низкой рентабельности свиноводства, которую можно считать следствием нестабильности и непоследовательности государственной политики в отношении животноводства и импорта мяса.

Почти 60% мяса, потребляемого в Петербурге, поступает из-за границы. В среднем по региону этот показатель ниже – 40-50% (чем дальше на периферию, тем большую долю на рынке занимает мясо, поставляемое крестьянскими подворьями и немногочисленными местными совхозами). Этого достаточно, чтобы именно компании-импортеры диктовали цены на внутреннем рынке. Тем более удивительно, что крупнейший на Северо-Западе и третий по показателям в масштабах России поставщик мяса с 15-летним стажем – группа компаний (ГК) «Пулковский» - несколько лет назад решил заняться собственным производством свинины. Президент ГК Иван Кара так объясняет, почему он решил заняться собственным производством:

Мы хотим возродить свиноводство в России, чтобы наша страна не зависела от импорта мяса, и россияне ели не завозную свинину и говядину, несмотря на их отличное качество, а произведенное у нас охлажденное мясо. У нас для этого есть и необходимый опыт, и знания, и ресурсы.

Почему вы выбрали именно свиноводство, а не, скажем, производство мяса крупного рогатого скота?

Производство свинины более рентабельно. К тому же качество говядины очень сильно зависит от условий жизни коровы. Почему бразильское, парагвайское, аргентинское мясо лучше, чем российское? Потому что коровы там находятся на выпасах, а наши едят в основном комбикорма. А вот свинья, произведенная у нас, мало чем отличается от импортной, потому что свиноводство – это завод с унифицированной технологией выращивания и кормления.

От генетики до забоя

«Пулковский» планирует выстроить вертикальный холдинг мощностью 500 тысяч голов в год. Полный проект включает создание 12 самостоятельных компаний, деятельность которых должна дополнять друг друга. В основе этой вертикали — гибридно-селекционная ферма (нуклеус) для разведения племенных чистопородных свиноматок и мультипликатор – для выращивания родительских гибридных свинок. Они, в свою очередь, отправляются на репродуктор, где оплодотворяются и дают потомство. Каждый из восьми предусмотренных проектом репродукторов должен работать в комплексе с откормочными фермами. Мощность каждого такого тандема – около 60 тысяч голов в год. Кроме того, предполагается создание учебной фермы, комбикормового завода и хладобойни. Именно такая вертикальная структура из дополняющих друг друга предприятий, по мнению руководства компании, сможет не только наладить производство охлажденного мяса, но и способствовать развитию генетики.

Нуклеус с мультипликатором, а также репродуктор с откормочниками должны быть возведены в Тосненском районе Ленобласти. Остальные предприятия – в других районах ЛО, в Псковской и Новгородской областях. Все комплексы типовые, стоимость каждого – $80-90 млн.

По словам Ивана Кары, этот комплекс ничем не отличается от аналогичных в Европе, Бразилии или Америке: «Репродуктор полностью автоматизирован, воздействие его на окружающую среду минимальное. Это в советское время навоз выбрасывали из свинарников лопатами и оттуда развозили тракторами по полям. В современном комплексе свиньи находятся на щелевых полах, навоз уходит в приемные ямки, а потом по системе подземных трубопроводов самотеком идет на пункт разделения на твердую и жидкую фракции. Твердая фракция (она составляет всего 5%) выдерживается на специальной площадке-лагуне не менее трех месяцев, жидкая – до полугода, а потом они используется как органическое удобрение».

Кроме того, репродуктор оснащен автоматическими вентиляционными системами и климат-контролем. Благодаря этому удается избежать сквозняков, а перепад температур в течение дня составляет не более полутора градусов. Свиньи – очень чувствительные животные, заболевают моментально. А если простудится одна свинья, она заразит и остальных.

«Важнейшая составляющая в вертикально интегрированном проекте «Пулковского» - генетическая. Если ее нет, то, по сути, нет и свиноводства. Это справедливо и для других отраслей животноводства. Например, наше яичное птицеводство имеет хорошие результаты, но работает на импортном генетическом материале. Перекроют кислород — не завезут суточных цыплят, племенное яйцо — и отрасль рухнет», - считает Николай Стеценко, глава отдела развития животноводства, звероводства и птицеводства Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу администрации Ленобласти.

Рискованность ставки на завозных поросят подтверждают и «сводки» с ветеринарного «фронта»: недавно из-за эпидемии африканской чумы для поставок скота был закрыт Юг России, в конце ноября по той же причине был запрещен ввоз свиней в Калининградскую область.

На сегодняшний день «Пулковский» уже нашел участки для строительства учебной фермы – закрытое ПТУ в Тосненском районе, для нуклеуса – расположенная там же разрушенная ферма, для репродуктора и откормочника в Лужском районе, выкупил и подготовил к застройке наделы в Новгородской области – для размещения такого же тандема, а также определился с местами будущего комплекса в Псковской области, сейчас идет оформление документов на землю.

Когда будет реализован весь проект?

- В идеале мы рассчитываем с апреля 2009 года начать строительство в Новгородской области, через год параллельно приступить к возведению комплексов в Пскове и в Лужском районе. Учитывая, что само строительство занимает год-полтора, к 2013-2014 году мы могли бы полностью реализовать всю программу из 12 комплексов. В апреле этого года в деревне Тарасово (Тосненский район) открылся первый репродуктор, куда летом завезли 3 тысячи свиноматок, а 7 декабря уже получено первое потомство.

С поправкой на кризис

Уже в начале этого года в «Пулковском» поняли, что придется скорректировать свои «вертикальные» планы. «Из-за бюрократических проволочек на оформление в собственность 15 га земли под нашим первым комплексом нам понадобилось больше двух лет. А прилегающие 500 га земли закончим оформлять только через полгода. То есть мы три года решаем простейший вопрос», - говорит Иван Кара.

Выяснением запутанных юридических отношений между предыдущими хозяевами земельных участков, а также с оснащением территорий необходимой инфраструктурой в России, как правило, вынужден заниматься инвестор. Правда, есть регионы, где власти берут решение этого вопроса на себя. Например, Белгородская область. Это делает регион весьма привлекательным для сельхозинвесторов. В результате в этом году, по данным Министерства сельского хозяйства, область стала лидером в России по производству свинины с показателями 153,9 тысяч тонн по итогам девяти месяцев - на 69,4% больше, чем за соответствующий период 2007-го. В целом в прошлом году хозяйства РФ выдали 1,8 млн тонн свинины.

«Когда мы в Новгородской области купили участок 68 га, который по документам значился как пахотная земля, то есть земля высшей категории, то первое, что нам пришлось там делать, - пилить росший там лес. Так ведь его надо было еще и как-то оформить – по документам-то леса там нет! При таких условиях ни один инвестор с Запада не придет. Наши партнеры французы, с которыми мы больше 10 лет сотрудничаем и с которыми собирались на паритетных условиях строить нуклеус в Тосненском районе, не станут вкладываться в него. Потому что на этом участке нет инфраструктуры, земля до сих пор не оформлена. Так что генетику придется временно отложить. Но мы непременно вернемся к этому проекту через полгода-год», - говорит Иван Кара.

Примерно на тот же срок (до того момента, когда экономика страны пройдет пик кризиса) отложены планы и по строительству в Тарасово откормочника, который должен был принимать молодняк с репродуктора. Временно молочных поросят будут поставлять на прилавки магазинов, часть доращивать на репродукторе до 30-40 кг и совсем незначительное количество – до 110 кг. «Временно» - потому что откормочник в Новгородской области «Пулковский» построит в срок – к концу следующего – началу 2010 года.

Первоначально вы предполагали, что доращиванием поросят будут заниматься фермеры?

- Да, но эта отрасль сельского хозяйства у нас пока развита настолько слабо, что рассчитывать на их активное участие в процессе не приходится. Стандартное фермерское хозяйство - это 2-2,4 тысячи поросят на откорм. Создание фермы стоит $5 млн. Чтобы получить такой кредит в банке, фермер должен иметь залог на $10 млн. У тех, кто решается стать фермером, как правило, нет таких денег. Но допустим даже, что нашелся банк, согласный дать такой кредит. Первый же вопрос, который он задаст фермеру: где вы возьмете поросят на откорм? На Северо-Западе всего пара репродукторов. Следующий вопрос: где будете брать производителей? Генетики у нас тоже нет. Сегодня свиноматки завозятся из-за рубежа. Но это слишком большие риски. Закрыли границу – и ферма не может привезти поголовье для обновления крови, а значит, репродуктор обанкротится. Пойдем дальше. Откормили мы этих свиней – а дальше мы их куда денем? В нашем регионе есть только одна бойня - в Великом Новгороде, ее мощностей на весь регион не хватает. Значит, и реализовать продукцию фермер не сможет. Как вы думаете, при таком раскладе каков будет ответ банка на запрос о выдаче кредита?

Какие еще планы пришлось скорректировать?

- Планы по строительству учебной фермы. Мы уже два года пытаемся пробить вопрос о ее открытии в Ленобласти. Нашли заброшенное ПТУ, к которому приписаны 200 га земли, никем не обрабатываемые. Правительство Ленобласти даже приняло решено передать его нам в аренду. Но до сих пор документов мы не получили.

А для чего вам учебная ферма? Разве молодых специалистов не хватает?

- У них опыта не хватает. В прошлом году мы провели отбор из 50 соискателей среди выпускников Аграрного университета и Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины. Выбрали 12, на наш взгляд, лучших. Но при этом оказалось, что хотя среди них шесть аспирантов и шесть дипломированных специалистов, их опыт не соответствует базовым опытным знаниям самого необразованного крестьянина в Европе. Теория прекрасная, уровень практики – нулевой. Неудивительно, если люди видели свинью только в Интернете. Мы вынуждены были хотя бы отправить их на два месяца на обучение во Францию.

Жилье будет

Все 12 «новобранцев» уже год работают в Тарасово. Причем «Пулковский» проектирует для своих сотрудников коттеджный поселок, считая, что условия жизни в селе должны быть как минимум не хуже, чем в городе. Тогда будет значительно больше желающих работать в сельском хозяйстве. Иван Кара считает, что в этом смысле он выполняет работу государства – это оно, по его мнению, должно создавать в селе привлекательные для специалистов условия. «Мы живем в 21 веке, а во многих селах нет даже горячей воды и туалетов, я уж не говорю про Интернет и культурный досуг. Поэтому, например, только 3% выпускников Агроуниверситета идут работать по своей специальности», - говорит он.

Сам «Пулковский» пока старается удержать кадры достаточно высокой зарплатой, а также перспективами карьерного роста. И с завистью смотрит на Центральный регион, где помимо Белгородской области в отношении развития сельского хозяйства повезло еще и Калужской. Создание всей социальной инфраструктуры для открывшегося там в этом году молокозавода профинансировало правительство Москвы. Завод построила компания «МосМедыньагропром» (99,99% ее уставного капитала принадлежит правительству Москвы). Он выпускает молочную продукцию для школьников Москвы и Калуги. В целом комплекс рассчитан на 3300 голов крупного рогатого скота. В состав проекта входят также коттеджный поселок на 94 дома, школа, детский сад, гостиница, которые уже построены, возводится храм, запланирован клуб. За последние пять лет инвестиции московского правительства в развитие агрохолдинга составили 5,8 млрд рублей. На развитие социальной сферы в Медынском комплексе с 2003-го по 2009 годы будет потрачено более 1,5 млрд рублей.

На чью помощь вы рассчитываете?

- Я абсолютно уверен, что государство будет финансировать сельхозпроекты. И надеюсь, что мы войдем в число тех компаний, которым выделят средства. Сейчас уже действуют программы субсидирования процентной ставки по кредитам. В этом случае при стандартных 14-15% годовых на бизнес остается нагрузка в среднем 2-3%. Остальное возвращается за счет федерального или регионального бюджетов, когда уже проект построен. Только таким образом можно привлечь инвесторов в сельское хозяйство. При нормальных условиях окупаемость проектов, подобных нашему, – 8 лет. Но, разумеется, только в том случае, если при стоимости проекта $80 млн за электричество не придется платить $20 млн, а за газ - $15 млн. И не надо предлагать нам еще построить дорогу, больницу, роддом и детский сад.

Государству придется платить

Впрочем, если правительство РФ не запретит спекулятивный завоз поросят из-за границы, а также контрабандный импорт живого поголовья свиней, которых забивают на полулегальных российских бойнях, то вряд ли стоит ожидать существенного повышения рентабельности отрасли.

Минсельхоз объявило о своем намерении в 2009 году обеспечить рост производства отечественной свинины на 10% и сокращении импорта свинины на 200 тысяч тонн. Кроме того, министр Алексей Гордеев предложил ввести запретительную пошлину в размере 90% на импорт внеквотной свинины. Однако пока это лишь планы.

Более осязаемыми выглядят намерения создать уже к 2014 году на основе частно-государственного партнерства шесть крупных свиноводческих селекционно-генетических центров. Кроме того, принята федеральная целевая программа комплексного развития сельских территорий, которая стартует в 2010 году. В ее рамках планируется построить в РФ около 10 таких же агрогородков, как в Калужской области. «Пулковский» считает, что у него есть все шансы попасть в эту десятку.

Источник: 

Ассоциация Аграрных Журналистов http://www.agro-smi.ru