Злоумышленники оставляют деревенских жителей без средств к существованию
С некоторых пор кражи скота в Бурятии стали крайне прибыльным бизнесом. Мясо сейчас в цене, а хлопот по его реализации практически никаких. Главное — найти скупщиков, которые за полцены любое мясо "с руками оторвут" у продавца, не глядя на отсутствие документов.
Безнадзорная корова в районе — как сотовый в городе: лучший объект для воровства. Но если телефон — вещь все-таки второстепенной значимости, то корова на деревне для многих крестьян — единственное средство прокормиться.
На мини-ферме пенсионерки Эржимы Раднаевны, жительницы Иволгинского района, затишье. Восемь лучших породистых симментальской породы коров однажды не вернулись в стойло. Итог десяти лет тяжелой работы прибрали неизвестные, ущерб для семьи составил 400 тысяч рублей, выгода для воров — половина этой суммы.
— Я продам мясо за 100 рублей, они — за 50, потому что воровским путем оно добыто, — объясняет Эржима Раднаевна. — Воры мясо сдают за бесценок, а им и то выгодно — 200 тысяч сразу получили за наш скот. Видимо, давно эти люди на моих коров глаз положили. Они у меня породистые, крупные, упитанные. Когда-то в нашем районе действовало опытно-показательное хозяйство, там мы и взяли молодняк, когда всей семьей решили фермерством заняться. Большие задумки тогда у нас были. Вся моя семья эти годы за счет коров жила, теперь мы нищие.
Безрезультатные поиски
Этот день Эржима Раднаевна запомнила навсегда — 31 октября, день открытия храма Хамбо-ламы Итигэлова в Иволгинском дацане. В тот вечер, по словам пенсионерки, ее работник, видимо, зачитался газетами и за коровами пошел поздно. На пастбище их не оказалось — исчезли все двенадцать. Четыре головы — безрогая корова, которую веревкой за рога не привяжешь да пугливые бычки — ночью вернулись, а восемь коров в розыске до сих пор. Эржима Раднаевна бьется во все двери, воров ищут, но пока безрезультатно.
— По поводу открытия храма милиция и сотрудники ГИБДД контролировали дороги до дацана, кяхтинская и каленовская трассы были свободны. Думаю, этим и воспользовались злоумышленники, — предполагает пенсионерка. — Погода была пасмурная, шел легкий снежок, и следы от машины быстро запорошило. С 4-го ноября, когда я подала заявление в милицию, и до сегодняшнего дня я веду свое личное расследование этого дела. Объезжаю деревни, опрашиваю людей, осматриваю машины. Кое-какую информацию я получила, есть в зоне подозрения люди, о которых я вам сказать не могу. Вчера я съездила в МВД и обо всем рассказала.
Не прошло и месяца, как с пастбища соседнего села Колобки Иволгинского района неизвестные украли девять коров. Одна из потерпевших — Лариса Курмазова, она потеряла двух коров и быка. Обе коровы вот-вот должны были отелиться, а трехлетнего бычка собиралась забить к Новому году, когда цены на мясо повыше, чтобы отложить на учебу 14-летнему сыну. В разговоре Лариса Михайловна не скрывает слез: столько сил и надежд было вложено в скотину, не высказать.
Оставили только головы и внутренности
— Я с молодости литовку из рук не выпускаю, чтобы прокормиться, — в отчаянии говорит женщина. — А как совхоз распался, живу только за счет подсобного хозяйства, одна поднимаю сына. Когда я головы своих коров увидела, у меня шоковое состояние было. Нерожденные, уже сформировавшиеся детеныши на земле валялись. Останки случайно нашли охотники, сообщили нам, а мы к тому времени уже все окрестности обыскали, нигде ни следа. В лесу четыре дерева были загорожены жердями в загон, а рядом девять голов лежат, внутренности, ноги, хвосты.
Вызвали милицию. Лариса Михайловна показала место происшествия и написала заявление. Милиционеры предположили, что работали человек пять, коров выводили по одной, убивали, разделывали, а тушу бросали, судя по следам, в бортовой "уазик".
Подозреваемых пока не нашли. У Ларисы Михайловны есть свои подозрения насчет наводчика, о них она рассказала следователю, а пока растит двух маленьких телят — все, что осталось от хозяйства. В районе поговаривают, что на днях в соседнем с. Киболино несколько голов угнали — орудует банда.
— Рядом с загоном нашли гвозди, на которых могут быть отпечатки, но пока дело по их поимке не продвигается, — говорит женщина. — Ущерб для меня значительный, нужно все проверить, вот, говорят, в цехе по переработке мяса в Тапхаре можно туши без лицензий и справок сдать. Может, туда моих коров сдали?
Процент раскрываемости краж скота конкретно в Иволгинском районе за 2007 год составил 13,9%, за прошлый год — 20%. Раскрываемость растет, но найти специализирующихся на кражах скота преступников не так легко. В ОВД района констатируют: как правило, потерпевшие пишут заявление в милицию только после двух и более дней самостоятельного поиска, а кого потом найдешь?
Не оставляйте скотину без присмотра
— Люди оставляют своих коров без присмотра, они ходят везде, подъезжай и бери, — говорит Сергей Брельгин, заместитель начальника ОВД по Иволгинскому району, начальник криминальной милиции. — Уже и глав сельских поселений собирали, и с ветеринарами работу проводили, чтобы жители за своим скотом наблюдали, а все без толку.
Недавно в районе были задержаны два преступника, жители с. Гурульба, ранее неоднократно судимые, недавно освободившиеся из мест заключения, которые специализировались на кражах КРС. Третий участник преступной группы сейчас в розыске. Угоняли коров, убивали в лесу или у одного из подозреваемых дома, а мясо сдавали на один из рынков города по 60 рублей за килограмм. Сейчас уже ясно, что они причастны к целому ряду краж скота в селах Красноярово, Нижняя Иволга, Мухино. По словам Сергея Брельгина, последняя кража, на которой их поймали, была совершена в с. Нижняя Иволга. Ночью, пока спали хозяева, воры проникли в стайку и через огороды угнали скотину. Сейчас 23-летние воры задержаны и находятся в СИЗО. Чужие коровы были единственным источником их дохода, работать они даже не пытались. Следствию еще предстоит выяснить обстоятельства совершаемых ими краж, возможно, откроются новые факты их преступной деятельности.