Вы здесь

С учетом эффективности

Перейти к полной версии/Вернуться

По заказу Российской академии сельскохозяйственных наук учеными Ставропольского, Дагестанского, Северо-Кавказского научно-исследовательских институтов сельского хозяйства, Минсельхоза РД разработана Программа восстановления и развития грубошерстного овцеводства на Северном Кавказе. В текущем году ожидается утверждение ее в Минсельхозе РД. Об этом наш корреспондент беседует с кандидатом сельскохозяйственных наук, соавтором программы, начальником Управления животноводства и племенного дела Минсельхоза РД Абдусаламом Хожоковым.

- Абдусалам Асадулаевич, эта программа – отступление от практики прошлого века, когда развитие тонкорунного и полутонкорунного овцеводства привело к вытеснению грубошерстных овец даже из традиционных районов их разведения.

- Да. Нужды этого направления государственными органами никогда не рассматривались серьезно из-за отсутствия спроса и снижения цен на шерстную продукцию грубошерстных овец, низкой их продуктивности. Снижение численности грубошерстных овец происходило в основном по причине повсеместно проводимой метизации или скрещивания с тонкорунными породами для производства однородной шерсти. Так на Северном Кавказе появились новые тонкорунные породы овец - советский меринос и дагестанская горная, полутонкорунная советская мясо-шерстная.

Дело в том, что в 1992 году в России разводилось 30 пород овец (в том числе 11 грубошерстных), общая численность которых превышала 58,2 млн. голов. Годовое производство шерсти и пуха в стране достигало 227 тысяч тонн, отрасль обеспечивала более 80 процентов потребностей меховой промышленности в сырье. В годы рыночных реформ овцеводство оказалось наименее защищенной отраслью животноводства, что обусловило обвальное сокращение численности поголовья, а в ряде регионов страны и полную его ликвидацию.

Так, на начало 2008 года овец и коз в России осталось 18,5 млн., а производство всех видов шерсти составило 40 тысяч тонн, или 17 процентов от потребности. Словом, утеряли сырьевую безопасность по натуральной шерсти.

В племенных стадах фактически прекращено качественное улучшение овец. Нет спроса, не покупают племенных овец, ценные животные реализуются на мясо. Отрасль потеряла кадры специалистов и рабочих, парализовано научное обеспечение. По существу стоит вопрос скорейшей реанимации овцеводства. Решение его невозможно без помощи и поддержки государства.

В сложившейся ситуации решающая роль отводится сохранению, восстановлению и размножению оставшегося отечественного генофонда овец, как наиболее адаптированного к условиям разведения и дающего продукцию высокого качества.

В частности, овцы грубошерстных пород обладают высокой хозяйственно-биологической ценностью по отдельным селекционируемым признакам, которые несвойственны овцам других направлений продуктивности: высокая сопротивляемость инфекционным болезням, приспособленность к резким перепадам температур, к изреженному воздуху гор, способность преодолевать большие расстояния при перегоне, уникальность отдельных видов продукции. Учитывается и то обстоятельство, что в высокогорных и горных районах большинства республик ЮФО пастьба скота является единственным или основным средством использования сельхозугодий.

Кстати, решив начать возрождение овцеводства с программы по развитию грубошерстного овцеводства, мы воспользовались и опытом из прошлого. В начале двадцатого века ветеринарный инспектор Кубанской области И.М. Иванов-Юдин, комментируя масштабное сокращение овцепоголовья, сообщал, что «… грубошерстная местная овца… более или менее успешно ведет борьбу за свое существование со всеми экономическими невзгодами области…»

- Расскажите, пожалуйста, о генофонде грубошерстных овец на Северном Кавказе, в том числе и Дагестана. И какие задачи ставятся программой в части их сохранения и развития?

- Это карачаевская, осетинская, тушинская, лезгинская, андийская и ряд других пород овец, отличающихся друг от друга по ряду признаков. Животных названных пяти пород сохранилось на Северном Кавказе около полутора миллиона голов.

Овец лезгинской породы, приспособленных к местным условиям, имеющих хорошие нагульные качества и дающих ковровую белую шерсть, в Дагестане разводят в колхозах «1 Мая», имени Свердлова, СПК им. Фаттахова и в десятке других крестьянских фермерских хозяйств. Андийскую породу овец развивают совхоз «Андийский», СПК «Мехельтинский», имени Имама Шамиля, фермеры. Тушинской породой увлекаются в колхозе имени Т.Алиева и в крестьянских фермерских хозяйствах нашей республики.

Ставится задача сохранения генофонда грубошерстных пород путем формирования генофондных хозяйств и ферм, которые должны обеспечить чистопородное разведение, создание хранилищ семени баранов. Одновременно будут предприниматься меры по повышению конкурентоспособности овцеводства за счет роста продуктивности и снижению затрат на производство продукции (племенные овцы, шерсть, мясо), расширению и повышению эффективности научных исследований по селекции и технологии в племенном и товарном овцеводстве.

Организационными формами этой работы могут быть создание генофондных хозяйств, племенных заводов, племенных репродукторов, генофондных хранилищ семени лучших баранов. Хозяйства, занимающиеся разведением овец, типичных для каждой породы, при соответствующем улучшении племенной работы могут быть преобразованы в репродукторы племенных баранов.

- В условиях низких закупочных цен на шерсть овцеводы все чаще обращают внимание на неприхотливых овец местных мясных, курдючных пород. Программа как бы угадала и подхватила наметившуюся тенденцию развития мясного овцеводства. Но весь вопрос в том, во что это обойдется государству, ведь без бюджетного финансирования не обойтись.

- Основные затраты на содержание генофондных хозяйств, племенных заводов, репродукторов и обеспечение рентабельного производства племенных овец будут нести сами овцеводы, но, конечно, понадобятся и дополнительные дотации из федерального и региональных бюджетов. И они должны быть целевыми: на покупку и содержание овцематок, приобретение и использование баранов, на выращивание племенных овец и т.д. Надо предусмотреть и поощрительные дотации на овец, реализуемых генофондными хозяйствами, племзаводами и репродукторами. Генофондные хранилища семени баранов должны быть государственными и содержаться за счет госбюджета.

Научно-техническое обеспечение программы тоже потребует денег на обследование состояния генофонда отдельных пород, подготовку рекомендаций и мероприятий по их сохранению, инструкций по оценке животных, на стандарты восстанавливаемых пород. Понадобятся льготные краткосрочные и долгосрочные кредиты. Но дело стоит того. Если осилим программу, то не будет проблем с качественными бараниной, шерстью, кожсырьем.

Нами подготовлено и технико-экономическое обоснование программы. Считаем, что дело это очень выгодное, все затраты окупятся в короткий срок – за 3-4 года. Надеемся, что программа будет принята. Хотелось бы, чтобы это произошло накануне Дня чабана, который намечаем, как и в прошлом году, провести в поселке Кочубей. Но на этот раз праздник будет общим для животноводов всего Юга России.

- Абдусалам Асадулаевич, от изменения акцентов в овцеводстве не пострадают ли наши тонкорунные породы, в частности, дагестанская горная?

- Нет. Дагестанская горная выгодная порода, ее тоже надо непременно сохранить и развивать. Особенно в свете того, что спрос на шерсть может вырасти. Грубошерстных овец лезгинской, андийской и тушинской пород в нашей республике насчитывается чуть более двухсот тысяч голов. Программа предусматривает довести это поголовье до 910 тысяч голов, остальную часть ниши овцеводства, как и сейчас, будет занимать овцепоголовье других пород, в основном дагестанская горная.

Источник: