По количеству протестов аграриев в Испании 2008 год превзошел все предыдущие. Сельское хозяйство страны, как земледелие, так и животноводство, переживает глубокий кризис. Фермеры перекрывали тракторами городские магистрали, раздавали горожанам в знак протеста против правительственной политики в области сельского хозяйства бесплатно тонны овощей, фруктов, молока и мяса. Аграрии возмущались тем, что продукты стало совсем невыгодно производить, что на рынке устанавливают крайне низкие закупочные цены посредники-монополисты. Между тем, на протяжении веков Испания была одним из европейских лидеров в производстве продуктов питания.
Нынешний международный финансовый кризис также привносит дополнительные проблемы в сельскохозяйственную отрасль страны. Однако даже в этих условиях испанцы умудряются сохранять национальные традиции - порой, с таким же упорством, как отстаивают право на существование своей корриды.
В некоторых районах Испании до сих пор сохранились традиции экстенсивного отгонно-пастбищного скотоводства, хотя большинство развитых стран давно перешло на современные высокомеханизированные технологии, в результате чего почти отмерла за ненадобностью профессия пастуха.
Веками в Испании на зиму огромные стада коров и овец перегонялись за сотни километров на пастбища юга страны, а летом – назад, в горные северные районы. Это и есть экстенсивное отгонное животноводство, которое само общество считает в большей степени данью вековым традициям, чем производственной необходимостью. И задается вопросом - насколько перспективны такие методы ведения сельского хозяйства в XXI веке? Можно ли и стоит ли сохранять их как элемент национальной культуры?
Доктор исторических наук, автор работ об истории отгонного животноводства в Испании Педро Гарсия рассказывает, что стада диких животных в поисках корма постоянно кочевали с севера на юг и с юга на север Иберийского полуострова еще 12-15 тысяч лет назад. Человек лишь использовал этот метод поддержания жизни, заимствовав его у природы. Дорогам, по которым кочевали пастухи со стадами, в XIII веке был придан особый статус. Протяженность этих дорог на сегодняшний день составляет 124 тысячи километров. Причем, «королевский» статус сохраняется за ними до сих пор. Король Альфонс Мудрый гарантировал свободный проход пастухам по горным перевалам, освободил их от налогов и закрепил «королевский», то есть, государственный, статус за всеми дорогами, которые использовались для отгонного животноводства.
Когда-то с севера на юг Испании и обратно каждый год перегонялись около 4 миллионов животных. Сегодня домашний скот «гоняют» чуть более десятка фермерских хозяйств. Причем, в основном овцеводческих. Так называемые «королевские пастушьи пути» – это более 400 тысяч гектаров пустующей земли, которыми предлагают более эффективно распорядиться как экономисты, так и политики.
Последний владелец «коровьего» стада, который всё ещё чтит национальные традиции - Сесар Чико. Недавно он отправил свое стадо боевых быков, выращиваемых специально для корриды, из провинции Арагон на юг, на пастбища Андалузии - за 400 километров от дома. «Раньше скот на юг перегоняли не менее 50 хозяйств нашего региона, теперь остался я один - поддерживаю традиции нашей семьи. Правда, сейчас с каждым годом все труднее находить пастухов, которые бы соглашались отправляться в столь далекий путь, ночевать под открытым небом, испытывать бытовые лишения. У меня все держится на работнике по имени Херардо, которого называют последним испанским «ковбоем» - у него от природы есть склонность к кочевому образу жизни», - рассказывает владелец фермы.
Херардо служит у дона Сесара 50 лет и занимает высшую должность в пастушьей иерархии. Он «майораль», то есть управляющий фермой. Правда, в помощники ему приходится набирать пастухов-гастрабайтеров из Восточной Европы – сами испанцы отвыкли от такой работы. Главное, по словам «последнего испанского ковбоя», не растерять животных по дороге - ночью они разбредаются иногда на несколько километров. И утром надо первым делом собрать стадо, а затем гнать его до следующей ночной стоянки.
Херардо гордится тем, что его прадед и дед гоняли скот в Андалузию. Правда, простыми пастухами, так как были неграмотными. А он получил образование и должность «майораля». Правда, в его услугах «кочевого управляющего» надобность может скоро отпасть.
Есть у противников и так исчезающих традиций отгонного животноводства и оппоненты. Кроме историков и культурологов, им возражают, например, экологи и биологи.
Так, профессор Мадридского университета биолог Хавьер Мартинес считает, что дело не только в определенной ностальгии по традициям предков. Сохранить экстенсивное отгонно-пастбищное скотоводство – значит, спасти страну от лесных пожаров.
Он объясняет это следующим образом. Пастухи держат свои стада на горных лугах, окруженных лесами, и, таким образом, там естественным образом съедается и вытаптывается трава. А где нет стад травоядных животных, трава высыхает и загорается как порох. По его мнению, восстановление отгонного животноводства могло бы спасти горящие каждое лето леса.
К каким бы итогам не пришла дискуссия о возрождении отгонного животноводства, обществу и правительству Испании предпринимать что-то надо уже сейчас. Пока кто-то еще владеет этими национальными традициями…