В период наступившего кризиса в сельском хозяйстве остаётся один путь к выживанию: формировать эффективную экономику. На этих словах закончил проведение очередного селекторного совещания с главами сельских территорий Челябинской области первый заместитель губернатора Андрей Косилов. Совещание было посвящено эффективности выращивания ремонтного молодняка для молочного стада в животноводческих хозяйствах области.
Сельское хозяйство хоть и отдано в частные руки, отношение к основным ресурсам, то есть к земле, сельскохозяйственным животным, рабочим, до сих пор кое-где напоминает «совковое»: всё общее, значит ничьё. Иначе как объяснить позицию некоторых собственников или руководителей хозяйств, которые, ссылаясь на разные причины (дефицит кадров, средств и другие), фактически просто пускают на самотёк технологический процесс воспроизводства стада, каждый год имея вместо прибыли от продукции упущенную выгоду в размере многих миллионов рублей. Без желания посчитать деньги в чужом кармане можно сказать, что это заработная плата, недоплаченная сотрудникам предприятий, налоги, недополученные на развитие сельских территорий и, в конце концов, инвестиции, не вложенные в дальнейшее развитие производства.
«Почему-то мы по своему русскому характеру анализ экономики начинаем с того, чем он должен заканчиваться, в данном случае, с валового надоя молока. Это быстрые деньги, которые для нас кажутся важнее. А нам бы надо задуматься, где мы будем через два года», - воспитывает всех присутствующих на селекторе первый вице-губернатор. Все его высказывания не случайны: с 2009 года на федеральном уровне начинают действовать две ведомственные программы министерства сельского хозяйства Российской Федерации: по развитию молочного животноводства и по развитию мясного скотоводства. В них заложены новые критерии распределения финансовых средств.
В каждой из этих программ есть прописанные российскими экспертами показатели, которые, по их мнению, определяют эффективность развития отрасли в том или ином регионе, а уже эта эффективность складывается из рентабельности отдельных хозяйств. Так, например, субсидии на мясное скотоводство будут выделяться не на поголовье племенных коров, как ранее, а на группу «корова+телёнок»: получение менее 85 телят на 100 коров делает мясное животноводство неэффективным, отсюда и требование.
Своеобразные «маячки» заложены и в программе по развитию молочного животноводства. Но ещё важнее, считает Андрей Косилов, самим разобраться и устранить недостатки, иначе более сильные конкуренты просто выдавят с рынка менее расторопных игроков. «А мы тогда с вами чем будем заниматься?!» - задал он селянам риторический вопрос.
Если сегодня навести порядок с содержанием ремонтных тёлок (для этого нужно вовремя отобрать поголовье для замены (ремонта), вовремя его привязать, обеспечить необходимые привесы с помощью сбалансированного кормления, чтобы в результате вовремя осеменить животное), то эффект будет только через два года. Это 15 месяцев на выращивание ремонтной телки и девять месяцев на вынашивание телёнка до отёла и начала первой лактации. Другая задача – увеличить полезный срок жизни коровы до пяти лактаций. Для этого нужно её вовремя осеменять, лечить и т.д.
Не требуя лишних затрат, кроме внимания и дисциплины, эти мероприятия дают хозяйствам значительную прибавку молока. И примеры такой работы в области есть. Это хозяйства «Коелгинское» Еткульского района, «Красноармейское» и «Калуга-Соловьёвское» Красноармейского района. Но пока налицо и другие факты. Так, в хозяйстве «Светлогорское» Агаповского района вообще решили отказаться от выращивания ремонтного молодняка: три года подряд хозяйство «попадает» в засуху, кормление скота идёт «с колёс», поэтому в этом году 120 голов ремонтного молодняка из «Светлогорского» отдали на выращивание в другое хозяйство района – «Профит». Но, по мнению первого вице-губернатора, для «Светлогорского», в котором сегодня насчитывается 755 коров, - это тупиковый путь и нужно искать другой выход из создавшегося положения.
Экономические потери хозяйств решено «зашифровать» в универсальные формулы, с помощью которых можно будет вычислять, сколько денег теряется в хозяйстве при несоблюдении того или иного технологического критерия, в животноводстве их называют стандартами. Так, например, в «Коелгинском», где практикуется интенсивное выращивание ремонтного молодняка, тёлку на замену выращивают 18 месяцев, а в том же «Светлогорском», чтобы вырастить тёлку, равную по весу коелгинской, нужно было бы потратить 58 месяцев. Каждый месяц подобного «простоя», то есть, дополнительного времени, потраченного хозяйством на замену одного животного другим, приносит собственнику убыток в размере 1260 рублей на каждого животного. По поручению Андрея Косилова эти формулы предстоит вывести специалистам министерства сельского хозяйства области, чтобы была возможность регулярно доводить информацию до инвесторов о масштабах упущенной ими выгоды.
Может быть, мотивы борьбы с убытками заставят собственников более внимательно подходить к вопросам дееспособности своего бизнеса?
Министерство сельского хозяйства Челябинской области http://www.chelagro.ru