Вы здесь

Стать собственниками не спешат

Перейти к полной версии/Вернуться

Земельные отношения в Российской Федерации не отличаются стабильностью. Возможно, потому, что очередной принимаемый закон плодит больше вопросов, чем ответов. Это подтвердилось в ходе мультимедийной пресс-конференции, которая состоялась в Международном информационном агентстве РИА-новости, в работе конференции принял участие представитель пресс-службы Российского аграрного движения.. Общался с журналистами первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум.

Депутат выделили основные направления разговора, которые сегодня активно обсуждаются в различных средствах массовой информации. В первую очередь – это возможность регистрации на дачных участках. По информации Мартина Люциановича, на сегодня есть два постановления Конституционного суда, в соответствии с которыми зарегистрироваться на даче можно в том случае, если она находится в черте населённого пункта. Несколько позднее Конституционный суд разрешил регистрацию и на землях сельскохозяйственного назначения. Но, подчеркнул депутат, законодательно этот процесс не урегулирован. Хотя, в принципе, у граждан есть право обратиться в суд и быть зарегистрированным в соответствии с решением Конституционного суда.

Сложно решается проблема предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своём составе инвалидов. И это, несмотря на то, что их права закреплены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов», принятым ещё в ноябре 1995 года. Однако, существующий Земельный кодекс это право не подтверждает, и потому нуждается в соответствующих поправках. Ситуация усложняется тем, что сегодня в Госдуму РФ внесены поправки в Гражданский кодекс, которые принципиально изменяют систему регулирования земельных отношений. Возможно, часть их будет определяться нормами гражданского законодательства.

Ещё сложнее реализуется Федеральный закон, в соответствии с которым региональные власти наделяются правом бесплатного выделения земельных участков семьям, имеющим трёх и более детей. В губерниях приняли свои законы, в которых определены порядок предоставления этих участков, а также ценз осёдлости. Конечно же, каждый регион исходил из своих возможностей, поэтому и условия разные. Например, ценз осёдлость мог вообще отсутствовать или составлять от 5 до 10 лет, учитывался также уровень урбанизации региона, демографические особенности.

Тем не менее, самой большой проблемой при реализации данного закона стало оснащение предоставляемых участков инженерной инфраструктурой, без которой он практически теряет свою ценность. Но для подведения инженерных сетей необходимы средства и довольно солидные. По официальным данным, чтобы обеспечить выделяемый участок инженерной инфраструктурой, необходимо около одного миллиона рублей.

Естественно, возник вопрос, в связи с изменением границ города Москвы. Известно ведь, что всё ближнее Подмосковье застроено дачами и садами. Как сказал Мартин Шаккум, в Московской области основная часть земель относится к лесному фонду, а все земли сельскохозяйственного назначения находятся в частной собственности. По закону изъятие таких земель возможно только для государственных и муниципальных нужд. Под этим подразумевается строительство объектов инженерной инфраструктуры – дорог, водопроводов, газопроводов. Изымать участки, которые принадлежат гражданам, чтобы использовать их под жилищное строительство или объекты социальной инфраструктуры, в частности, законодательство не допускает. Сегодня в Комитете Госдумы РФ по земельным отношениям и строительству находится законопроект об изъятии земель, который скорее направлен на защиту граждан и собственников земельных участков. Он определяет процедуру выкупа земельного участка, принципы определения стоимости земельного участка, вводит новые компенсационные формы. Изъять их можно будет не только путём выкупа, но и путём предоставления иных земельных участков с объектом недвижимости, если она есть на изымаемом участке.

В течение нескольких лет неоднократно на разных уровнях высказывалось предложение ввести налог на роскошь. При этом, в первую очередь, имелась ввиду загородная элитная недвижимость. Но, судя по всему, тема эта не получила продолжения в законодательном русле. Пока в Государственной Думе РФ ни в части налога на роскошь, ни в части налога на недвижимость, никаких законопроектов сегодня нет.

- Мы, - сказал Мартин Люцианович, - предварительно обсуждали несколько раз закон о налоге на недвижимость. Введение этого закона планируется в 2013 году, но пока он «варится» в недрах министерства финансов. В чём его суть? Устанавливается единый налог на недвижимость и земельный участок. Он будет распространяться как на индивидуальные дома, так и вообще на все объекты недвижимости жилого и промышленного назначения. Расчёт его будет базироваться на рыночной стоимости объекта, но всё равно это будет кадастровая стоимость. Возможно введение прогрессивной шкалы налогообложения на излишние квадратные метры, и здесь одновременно может быть и налог на роскошь. Обсуждается также регрессивная шкала налогообложения для тех, у кого жильё находится в собственности по социальным нормам. Но опять же, это было предметом обсуждения. Никаких проектов пока в Государственной Думе нет.

Отвечая на вопрос о полной отмене категории земель, Мартин Шаккум сказал, что он вообще против масштабного изменения земельного законодательства, это не принесёт ничего хорошего.

- Мы к этому законодательству привыкли, оно какие-то проблемы содержит, нуждается в совершенствовании, но я против революционных изменений земельного и строительного законодательства. Совершенствовать надо, революционно изменять – нет, - резюмировал депутат.

По-прежнему много проблем у россиян с оформлением в собственность дачных участков и расположенных на них домов. Почему дачная амнистия тормозит? Вопрос, заданный корреспондентом Российского аграрного движения.

- Если у гражданина, - ответил Шаккум, - есть какие-либо правоустанавливающие документы, то он может спокойно на этом участке проживать, и не обязан оформлять право собственности. Дело в том, что сама эта процедура является затратной. Кроме того, постановка на кадастровый учёт и оформление права собственности забюрократизированы и занимают много времени. Закон этот чиновники написали для себя, там очень много «препонов» для граждан и много свободы для творчества чиновников. По этим вопросам мы неоднократно общались с представителями Росреестра, но ситуации в этом отношении не меняется. Если граждане захотят этот участок продать, то они должны все эти работы выполнить. Но, если над гражданином, грубо говоря, «не капает», он может этого не делать. Забюрократизированность процесса, барьеры при оформлении, высокая стоимость землеустроительных работ, к сожалению, не способствуют решению проблемы. Но следует сказать, что и министерство финансов РФ, и Росреестр занимают вялую позицию. Тем не менее, дачная амнистия сыграла определённую роль, и многие граждане смогли оформить свои участки и объекты недвижимости в собственность.

К этому следует добавить, что дачные участки, дома, земельные доли, полученные в результате приватизации сельскохозяйственных предприятий, неоформленные в собственность и не поставленные на кадастровый учёт, не могут являться объектом налогообложения. А это – большие потери для местных бюджетов, многим из которых катастрофически не хватает денег.