Вы здесь

Кладбище или комбайны?

Перейти к полной версии/Вернуться

На днях председатель совета директоров промышленного союза «Новое содружество» Константин Бабкин заявил, что ключевой актив холдинга – ОАО «Ростсельмаш» – корректирует свои планы. Вместо запланированного на 2009 год выпуска 7,3 тыс. комбайнов завод произведет около 4,1 тыс. машин. Численность персонала сокращена на 1,3 тыс. человек. По словам Бабкина, дилеры «Ростсельмаша» отказываются от уже подписанных обязательств. Поэтому компании пришлось скорректировать прогноз продаж.

Кроме того, руководство «Нового содружества» пересмотрело программы развития и планы модернизации производства. Константин Бабкин уточнил, что заводу придется отказаться от создания окрасочной линии, которая требует значительных инвестиций. Также «Ростсельмаш» сокращает программы подготовки новых кадров и будет экономить на других расходах. С пяти- и шестидневной рабочей недели производство переводится на трехдневную трудовую неделю. До марта на заводе будет собираться по 150-200 комбайнов в месяц.

«Спрос в октябре и ноябре был равен нулю, — сообщил гендиректор «Ростсельмаша» Валерий Мальцев. – В декабре-феврале ожидается такая же ситуация».
«Есть надежда, что в марте произойдет увеличение спроса, и мы готовы выполнить пожелания аграриев, если они состоятся, — заявил Константин Бабкин. – Ростсельмаш может и полгода выпускать по 150-200 комбайнов в месяц, но год так существовать уже не сможет».

Помимо «Нового содружества», Константин Бабкин возглавляет еще и Союз производителей сельхозтехники «Союзагромаш». В недрах «Союзагромаша» родился документ – проект обращения руководителей предприятий АПК и сельхозмашиностроения к президенту и председателю правительства РФ.

В проекте обращения говорится о том, что мировой кризис «больно ударил по российским сельхозпредприятиям», а «ситуацией воспользовались банки». Авторы текста сетуют на «неоправданно высокие ставки и участившиеся случаи необоснованных отказов в выдаче кредитов».

«Неуверенность сельхозтоваропроизводителей в завтрашнем дне привела к массовым отказам от закупок сельхозтехники, — констатируют авторы обращения. – Как следствие, рынок сельхозмашин обрушился».

Помимо ситуации в банковско-финансовой сфере, истоком бед в АПК называются и «катастрофически низкие» цены на зерно.

В проекте обращения предложены меры по преодолению кризисной ситуации. Так, предлагается субсидировать сельхозпроизводителям процентные ставки по кредитам, направленным на приобретение техники российского производства. Одновременно рекомендуется запрет на закупки субъектами РФ иностранной техники за счет бюджетных средств. Плюс – предлагается повысить ставки импортных пошлин до 30% и выше по видам техники, аналоги которых выпускаются в России. Перечислен и ряд мер по поддержке отечественного сельхозмашиностроения и аграрной сферы за счет государственных средств.

Суммируя предложения, можно констатировать, что российские сельхозмашиностроители просят у государства, чтобы оно оказало помощь им и аграриям – дабы аграрии вновь стали покупать технику. Но технику, само собой, российскую, а не заморскую.

Незавидное состояние в сфере машиностроения подтверждается данными отраслевой статистики. Так, по информации «Союза машиностроителей России», в 2008 году наблюдалась динамика падения спроса на продукцию по всей номенклатуре техники. Например, неотгруженными остались свыше 10% тракторов от общего объема произведенных в январе-сентябре. На площадках ОАО «ТК Волгоградский тракторный завод» остались 677 нереализованных тракторов. Причинами ситуации «Союз машиностроителей» видит несбалансированность структуры сбыта, слабый платежеспособный спрос потребителей, высокая конкуренция среди производителей, которая приводит к превышению предложений по отношению к спросу.

Между тем, неплатежеспособность аграрного сектора ударила и по поставщикам иностранной сельхозтехники. Коммерческий директор «Агро-Строительных технологий» (дилер John Deere на юге России) Владимир Вертей в одном из интервью оценил возможное снижение продаж иностранной самоходной сельхозтехники в 50%. В этом сегменте сельхозтехники падение может быть еще глубже – так как часть клиентов переключится на более дешевые отечественные трактора и комбайны. И здесь подтверждается версия о росте превышения предложения над спросом. Достаточно сказать, что «Агро-Строительные технологии» запланировали на 2009 год открытие новых дилерских центров. Не сбавлял темпы и краснодарский завод по производству германских комбайнов Claas: на 2009 год был установлен план по выпуску 800 единиц техники. Иными словами, производители и реализаторы сельхозтехники были чересчур оптимистично настроены по отношению к рынку. Неудивительно, что проблемы с финансами у аграриев привели к крушению «воздушных замков».

Председатель комитета по промышленности краевого парламента Ставрополья Евгений Письменный в начале декабря констатировал, что «банки намеренно завышают процентные ставки, а «дешевые» кредиты не предоставляют, прикрываясь надуманными поводами».

Проблемы проявились как у фермеров и небольших сельхозобществ, так и у крупных агрохолдингов. Ростовская «ЮТС-Агропродукт» отказалась от программы по обновлению технопарка, намеченной на 2009 год. По словам финансового директора компании Александра Лавриненко, на сельхозтехнику планировалось потратить 400 млн руб., теперь же будет покупаться «только самое незначительное и необходимое» на сумму не более 20 млн руб. Отложила программу по наращиванию земельного банка и компания «Астон». «В текущем году мы выполнили план по закупке техники, а так как расширения земель мы не планируем, то больше, чем уже есть, нам не нужно», — говорит владелец «Астона» Вадим Викулов. Зерновая компания «Разгуляй» сократила инвестпрограмму в десять раз и в том числе отказалась от покупки техники для обработки приобретаемой земли. «Агро-инвест», российская «дочка» транснациональной Black Earth Farming, также планирует сократить расширение посевных площадей.

Но предложения, родившиеся в «Союзагромаше», вызвали более чем неоднозначную реакцию. «Если правительство пойдет им навстречу, то эффективность производства на отечественных предприятиях не улучшится. В долгосрочной перспективе эти меры окажут России «медвежью услугу», так как экономический эффект от покупки западных машин для сельхозпроизводителей более высок, а реализация решений, предлагаемых в обращении, приведет к вытеснению западных производителей с российского рынка», – заявили конкуренты «Ростсельмаша» из «Claas Восток».

«Если российские предприятия не дадут гарантии фиксации цен на свою продукцию, это будет просто грязной игрой, потому что, по существу, они просят убрать конкурентов, чтобы продавать свою продукцию по той цене, которую они сами назначат», — считает гендиректор аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Агван Микаэлян.

Не поддержали «жесткую позицию» Константина Бабкина по отношению к импортной продукции и в администрации Ростовской области. «Полностью загородить рынок нельзя, — заявил заместитель губернатора Сергей Назаров. – Иначе тогда Бабкину не с кем будет конкурировать. Он опять начнет делать комбайны, которые никому не нужны. То, что он в последние годы ставил в серийное производство новые комбайны – так это не потому, что он такой хороший, а потому, что его жизнь заставляла это делать».

Высказал свое мнение Сергей Назаров и по поводу ситуации в аграрной сфере. По мнению замгубернатора, аграрии замерли в «ожидании роста цены» на свою продукцию – не желая продавать ее по упавшим ценам. Всеобщее «выжидание» и приводит к кризису сбыта.

Примечательно, что все меры, которые предложил Константин Бабкин, сводятся к государственной поддержке. Однако когда журналисты спросили – как он относится к тому, чтобы в ответ на госинвестиции и поддержку государство вернуло себе пакеты акций предприятий сельхозмашиностроения, то ответ главы «Нового содружества» был отрицательным. Выяснилось, что руководитель холдинга, как говаривал классик, «за колхоз, но не в нашей деревне».

«Я считаю правильным, чтобы государство сосредоточилось в авиастроении, сложном судостроении, в атомной отрасли, в других стратегических сферах. А возвращение государства в торговлю, продовольствие и производство сельскохозяйственной техники будет шагом назад, — считает Константин Бабкин. – Ну, никак не связана поддержка экономики с возвращением всего в руки государства. Мы так болезненно приватизировали, сейчас обратно забирать, потом снова приватизировать… Ну, зачем?».

В общем, как говорил другой классик, «советская власть землю давай, советская власть от помещиков защищай, а советской власти взамен кукиш».
Но дискуссии дискуссиями, а что-то делать в экономике явно надо. Характерно, что одновременно с сокращением производства «Ростсельмашу» приходится вести «бои» и еще на одном «фронте». А именно – участвовать в судебных тяжбах с горадминистрацией Ростова-на-Дону. Руководство города хочет забрать у «Ростсельмаша» испытательный полигон, расположенный на севере Ростова. Землю полигона горадминистрация хочет использовать для обустройства кладбища.
Кладбище на месте ростсельмашевского полигона может стать весьма символичным памятником эпохе мирового кризиса.

Источник: 
Источник: 

ИА Росбалт http://www.rosbalt.ru