Вы здесь

Новосибирск: На зерновой бирже отметили - крестьянский интерес к торгам потихоньку, но начинает расти

Перейти к полной версии/Вернуться

"Самый обычный сельский склад. Буквально до ворот завален пшеницей. Картина привычная и страшная одновременно".

На удачную реализацию большого хлеба крестьяне возлагали большие надежды. Но... После сбора урожая цена поползла вниз и потянула за собой целый ворох проблем. Продавать зерно стало невыгодно как в России, так и за границу.

Александр Тепляков, директор Новосибирской продовольственной корпорации: "Сегодня мировая цена - она везде сравнялась - европейская, мировая - где-то 195 долларов за тонну на фобе. Фоб что такое? - довоз до порта и погрузка на судно, которое должно идти. Умножьте на сегодняшний курс - сколько цена получится? - невыгодно".

Государственные интервенции, объявленные еще в сентябре, ситуацию не очень-то исправили. Предложенная цена селян не устроила и на биржу они не пошли. Реанимировать прошлогодние контакты с выгодными покупателями зерна оказалось тоже непросто.

Виталий Шубин, директор мелькомбината: "Реальная цена зерна 3 класса сегодня порядка 4,5 - 5 рублей. Вот этот урожай, который собрали в этом году, хвала и честь нашим сельхозпроизводителям, но государство оказалось не готово к приему такого количества. И реализовать это зерно просто напросто некуда".

Забитые склады - это показатель. В области полтора миллиона тонн хлеба на продажу. И большинство хозяйств реализовывать его не спешат. Уверены - к весне цена поднимется. Но, чтобы дожить до лучших времен - пшеницу еще сохранить надо. С элеваторами и хлебоприемными пунктами в области проблема. Те, что стабильно работают, тоже хотят заработать. В этом году без дополнительных и недешевых услуг элеваторов редкое хозяйство обойтись смогло.

Ирина Корсункина, заведующая производством хлебоприемного пункта: "И затраты больше, и времени гораздо больше по обработке зерна уходит. Если в прошлом году мы могли за один прием зерно просушить, то нынче - за два приема приходится. Влажность - выше 20 процентов".

Владимир Селезнев, директор хозяйства "Кирзинское": "Себестоимость нашего зерна вроде сложилась благоприятная - 2,5 тонна. И если бы не издержки хлебоприемного предприятия, то и 5,5 - вроде хорошо. Если тысячу прибавить, то получается выше 3,5 за тонну. Ну, и представьте, если его продать по 4! Рентабельность будет очень низкая".

Потягаться за хорошего покупателя могут далеко не все сельхозпроизводители. Это признают и специалисты зерновой биржи.

Василий Караваев, начальник отдела товарных операций биржи: "Для того, чтобы участвовать в торгах, нужно определенную сумму заплатить - из расчета 120 рублей за тонну. Для того, чтобы выставить заявку на торги. И приходится деньги искать".

А где их найдешь, если урожай не продан? Снова влезать в кредиты? Так с теми, что уже взяли - еще не рассчитались. Меж тем, в области есть случаи, когда зерно, которому не хватило места в амбарах, и которое оставили на улице - начинает гнить. И переезжает вовсе не к переработчикам, а на помойку. Некоторые крупные сельхозпроизводители объявили о масштабном сокращении рабочих мест. Впрочем, за все это еще спросят. И, наверняка, отметят тех, кто не жаловался, а работал.

Пример двух друзей из Мошковского района в нынешней ситуации показателен. Один фермер, другой обзвелся личным подсобным хозяйством. Один растит хлеб, другой - разводит живность, получает молоко и мясо. Работают, в прямом смысле, друг на друга. На тяжесть крестьянской жизни не ропщут и на государство не обижаются.

Владимир Федоров, владелец личного подсобного хозяйства: "Эти годы помогало. Прошлый год что-то давали там на солярку, еще на что-то. Все равно, какая-то помощь. Уже значит не бросили".

Одного только не понимают - как это возможно, чтобы крупным сельским предприятиям хлеб стал невыгоден?

Николай Батурин, фермер: "Мы-то только начинаем. Или они - начинали в 90-х - и кредиты, и технику - все совсем другое. И люди, коллективы у них, и материальная база".

На этой неделе на зерновой бирже отметили - крестьянский интерес к торгам потихоньку, но начинает расти. Государство увеличило закупочную стоимость самой ходовой пшеницы третьего класса до шести тысяч рублей. Продавайте зерно! С таким призывом к селянам обращаются власти региона. Но и придержать хлеб можно. Если удастся соблюсти несколько важных условий.

Георгий Иващенко, начальник Управления сельского хозяйства администрации Новосибирской области: "Сняв сегодняшние проблемы, заканчивая год, рассчитавшись с людьми, можно дальше смотреть, как будет выглядеть рынок в первом-втором кварталах 2009 года. Потому что, на наш взгляд, ниже этих интервенционных цен не будет. Выше... Ну, надо смотреть... Может быть".

Источник: