Интервью с директором ТОО "ЖетiсуАгроСауда" Куанышбеком Нуралиевичем ЕСТАЕВЫМ дает конкретное представление о задачах ТОО, начале его деятельности и перспективах
Алматинские базары, прямо скажем, не балуют двухмиллионное население мегаполиса разнообразием цен. 80-100 тенге за кило картошки, 70-90 - лука, 70-80 - капусты.
К Новому году и до самой весны овощи и фрукты, скорее всего, станут еще дороже
Но есть в Алматы место, где плодоовощную продукцию можно приобрести на 20-30 процентов дешевле, чем на любом алматинском рынке. Это место - городской коммунальный рынок "Алматы сауда", что расположен по улице Ауэзова между Кабанбай батыра и Жамбыла. Здесь ведет торговлю ТОО "ЖетiсуАгроСауда", созданное летом нынешнего года в рамках социально-предпринимательской корпорации "Жетiсу".
Не лишним будет напомнить, что СПК "Жетiсу" - одна из семи региональных социально-предпринимательских корпораций, созданных около полутора лет назад Указом президента страны. Суть поставленных перед СПК задач можно вкратце охарактеризовать как экономическое развитие закрепленных за ними регионов и решение социальных задач населения.
ТОО "ЖетiсуАгроСауда" как дочернее предприятие корпорации взяло на себя выполнение своей части этой важной миссии.
Главная задача - изжить посредников
- Куанышбек Нуралиевич, каковы основные цели вашей компании и в чем выражается их конкретное решение?
- Цель ТОО, говоря самыми простыми словами, - это изжить посредников, т.е. перекупщиков. Прямая же наша цель - снижение цен. Вы видите, что в последние два-три года идет колоссальный рост цен на продукты питания. И это не цены производителя. Крестьянам, фермерским хозяйствам практически невозможно попасть на рынок, они вынуждены отдавать свою продукцию за мизерные деньги. Между ними и потребителем масса перекупщиков, посредников. Это привлекательная сфера для них, ведь на продукты питания всегда есть и будет спрос. Каждый посредник накручивает свое, без всяких согласований, можно сказать, без совести. И в итоге - заоблачные цены на наших рынках.
Так вот наша задача - снизить их или хотя бы удержать на уровне прошлогодних.
Нам из государственного бюджета выделены 100 млн. тенге для Алматы и Алматинской области. Половину этих средств мы пустили в оборот. Первый закуп плодоовощной продукции уже сделали. Заложили в овощехранилище 500 тонн различных овощей и уже начали реализацию. Всю продукцию приобретаем у сельхозпроизводителей Алматинской области. Лук мы купили в Чингильдинском массиве, остальное - в Талгарском.
За товаром прямо к фермеру
- Если я вас правильно поняла, вы закупаете продукцию непосредственно у производителя…
- К сожалению, так пока не получается. Мы, несмотря на то что являемся ТОО, относимся еще и к государственным предприятиям и работаем на бюджетные деньги, поэтому на нас распространяется Закон о госзакупках. Мы обязаны производить закуп через тендеры.
Мы объявили тендер, к примеру, на закупку свеклы на четыре млн. тенге. Найдите крестьянина, который сразу на такую сумму поставит товар. У кого-то двести кг, у кого-то тонна, у кого-то пять тонн. Поэтому без посредников, которые ищут и находят товар, здесь не обходится. Но это официально зарегистрированные лица с лицензией, платящие налоги. Они и участвуют в тендерах. У нас четыре ценовых предложения были поданы на тендерах. Тот, кто победил, поставил продукцию с учетом нашего требования - товар должен быть местный.
- Но почему же вы попали под Закон о госзакупках? Так смысл вашей деятельности несколько теряется. Получается, что невозможно работать напрямую с производителем, опять появляются посредники. Пусть один, но он все же есть.
- Это действительно проблема хотя бы потому, что и с ценами в этом случае трудно ориентироваться. Например, пока проводится открытый конкурс, проходит месяц-другой. Через два месяца никто не знает, какие цены будут. Мы ориентируемся на данные компании "Казагромаркетинг", это официальный орган, который отслеживает цены по всему Казахстану. У них мы узнали, какие расценки были в прошлом году, поставили по чуть заниженным. И в итоге с картофелем "пролетели". В прошлом году в ноябре картофель стоил 65 тенге, мы поставили на открытый конкурс 55. А сейчас тепло, на оптовом рынке цена картофеля 45-50 тенге. И складывается такое впечатление, что мы специально завысили свою цену, хотя это не так.
Под Закон о госзакупках мы подпали автоматически. Наш учредитель СПК "Жетісу" - национальная компания со стопроцентным участием государства. Мы тоже считаемся государственным предприятием, а форма собственности - ТОО - установлена для того, чтобы мы могли заниматься хозяйственной деятельностью.
Но мы уже с первого дня активно занялись решением этой противоречивой ситуации. На одном из последних совещаний президент приказал отменить распространение закона на госхолдинги. Сейчас документ на стадии подписания, и тогда нам станет немного легче. Мы сможем работать непосредственно с производителем.
Нужна своя торговая сеть
- Смысл вашей работы в том, чтобы реализовать продукцию непосредственно покупателю, то есть в организации розничной торговли, причем массовой, во многих местах. Сегодня это пока, судя по всему, не получается?
- Да, реализация - это самая больная для нас проблема. У нас своей сети пока нет. Нам передан единственный коммунальный рынок в два ряда "Алматы сауда". Один на весь город. Но даже если будет сто рядов, это не решит проблемы. Ведь люди не поедут в центр города за картошкой. Желательно иметь торговые точки в каждом жилом районе.
- А кто может вам помочь? Местные власти? Как вы взаимодействуете, что получается?
- Мы обратились в акимат, нам обещали помочь. Но это все так быстро не решается. Вот в "Айнабулаке" площади выделили, но еще документы не оформлены. Остается лишь продажа с машин. Но, это тоже проблема. Скажем, в Астане, Караганде, Шымкенте допускается установка пластиковых павильонов для торговли. В Алматы другой подход к организации выездной торговли. Но, думаем, при содействии акима города дело сдвинется с мертвой точки.
- А на других рынках торговать не пробовали?
- Да, пробуем, но вы представляете себе реакцию других продавцов на наше присутствие? Скажем, когда мы зашли на "Алматы сауда", все другие оттуда тут же ушли. Мы ведь конкуренты по ценам. И это противодействие доходит до того, что другие реализаторы вызывают участковых, начинаются придирки на то, что у наших продавцов нет разрешений, их гонят. Идет настоящая война цен.
Мы, конечно, не сидим сложа руки. По правительственному постановлению СПК будут передаваться некоторые объекты, находящиеся в коммунальной собственности. Из большого перечня таких объектов мы выбрали 30, обратились с просьбой передать их под торговлю. Я думаю, если не все 30, то 20 нам дадут. Но когда это будет, неизвестно, а нам сейчас надо продавать.
Ведь цены как складываются? Первый подъем - когда холода настают, затем идет рост к Новому году. А после Нового года сложившиеся цены уже остаются на этом уровне. Практически до самого апреля. Если мы после Нового года в январе-феврале выбросим на рынок наши овощи, то цены тут же упадут. Это наверняка. А сейчас мы должны продавать ежедневно, чтобы люди знали, что есть государственная забота о них. И качество товара не хуже, чем на любом дорогом рынке, с того же поля овощи и фрукты.
Сотрудничество с ТОО экономно для бюджета
- А не мало ли денег для того, чтобы прокормить Алматы, да еще и область?
- Конечно, выделенных нам денег маловато. По бизнес-плану, который мы разработали, 100 млн. тенге составляют всего 1,4 процента от объема продукции, которую съедают Алматы и Алматинская область.
Мы заложили 50 млн. тенге на основные средства и 50 млн. пускаем в оборот. Если бы нас освободили от некоторых обложений, какие-то льготы дали, эти 50 млн. через 2-3 года могут стать миллиардом. При этом мы не гонимся за большой прибылью. Главное для нас - удерживать цены.
В случае финансирования акиматами города и области мы могли бы даже сэкономить бюджет, поставив продукты по самой низкой цене в бюджетные организации, школы, детские сады, больницы. И вложив 200 млн., город сэкономил бы 500, потому что наша продукция будет в два раза дешевле, чем у перекупщиков.
От товарищества - к товарной бирже
- Как в идеале вы видите свою деятельность? Как хотелось бы ее построить?
- Во-первых, хотелось бы найти общий язык с местными властями. Надеемся, что так и будет.
Во-вторых, в свое время по запросу СПК я дал свои предложения по организации нашей работы. Есть очень хорошие интересные примеры в ряде стран Европы, которые не грех и перенять. Например, в Париже есть торговая биржа, на которую поставляют свою продукцию пригород Парижа, другие области, практически вся Франция. С одной стороны - производители. С другой стороны - рестораны, магазины, прочее. Все заказывают продукцию через биржу. Одному, скажем, к пяти часам нужно столько-то тонн того или другого. Биржа заказывает у фермеров, которые к условленному времени подвозят свой товар. Биржа получает свои комиссионные. И все. Все обеспечены, никто никуда не ходит, никакого оптового рынка не надо. Если нужен запас, на этой же бирже есть овощехранилище, холодильники, есть какой-то запас на случай непредвиденных сбоев. И это Париж, 12-15 миллионный город. Для Алматы одной такой биржи было бы достаточно.