Доктрина продовольственной безопасности России, которую в декабре предстоит утвердить президенту нашей страны, разрабатывается с 1998 года. Работа над этим документом растянулась на десять лет, по некоторым оценкам, из-за противодействия финансово-экономического блока правительства России. В чем ее актуальность? Она определяется двумя обстоятельствами.
Первое. Из-за мирового продовольственного кризиса за последний год цены на продукты питания выросли на 40 процентов. По мнению министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева, тенденция роста цен на продовольствие в ближайшее десятилетие продолжится. Россия по уровню питания находится на 67-м месте. В сравнении с рекомендуемыми физиологическими нормами обеспеченность россиян мясными и молочными продуктами составляет 80 процентов, рыбой и рыбопродуктами – 55 процентов, овощами и фруктами – 75-77 процентов.
Второе. В России доля импорта в общем объеме товарооборота продуктов питания на 10-15 процентов превышает пороговые значения продовольственной безопасности страны. Согласно принятым нормам доля импорта в общем объеме национального товарооборота продовольствия не должна превышать 20 процентов, в противном случае импорт становится фактором подавления отечественного производства. Особенно остра эта ситуация в городах и крупных промышленных центрах, где доля импортного продовольствия на рынке достигает порой 50-70 процентов.
Для решения этих проблем нужны комплексные меры политического, социального, экономического, культурного и институционального характера. Необходим документ, определяющий согласованные направления государственной политики в области производства, переработки и распределения продовольствия в стране с учетом международной ситуации, которая сегодня усугубляется и мировым финансовым кризисом, и предстоящим вступлением России в ВТО.
Главное, что предстоит сделать в рамках реализации доктрины, - повышение доли собственного производства продовольствия. Государство будет добиваться этого как за счет замещения импорта, в том числе используя таможенные механизмы, так и за счет увеличения объемов собственного сельскохозяйственного производства, повышая плодородие почв, расширяя посевные площади, развивая инновационный характер производства, осуществляя техническое перевооружение сельского хозяйства.
Важной проблемой остается повышение оплаты труда работников сельского хозяйства, расширение социальных программ на селе. Это задача приоритетная, ее решение позволит сделать сельский труд более привлекательным. Известно, насколько остро стоит вопрос дефицита кадров как среди специалистов, так и среди рабочих высокой квалификации. На данный момент у одной трети работников сельскохозяйственных организаций заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, а у 53 процентов не достигает прожиточного минимума.
При этом повышение доходов населения, поддержка социальных групп с низкими доходами также влияют на продовольственную безопасность страны, поскольку повышают «экономическую доступность» продовольствия. В текст доктрины введено и понятие «физической доступности». Это проблема регионов, находящихся в отдалении от транспортных магистралей, с низким уровнем производства продуктов питания, с неразвитым сельским хозяйством. Здесь предполагается строить дороги, развивать систему снабжения продовольствием населения. Доктрина предполагает и усиление контроля качества производимого и потребляемого продовольствия. Для обеспечения продовольственной безопасности необходимы также достаточные интервенционные резервы продовольствия. По разным группам товаров они должны достигать двух-, трехмесячного объема потребления.
В Удмуртской Республике, как считает заместитель Председателя Государственного Совета – председатель постоянной комиссии по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды Владимир Невоструев, имеется хороший потенциал для дальнейшего развития птицеводства, молочного животноводства, производства мяса свинины и говядины. На территории республики производится достаточное количество продуктов питания. Например, мяса - 105,5 процента от необходимых физиологических норм потребления, молока – 130 процентов, а яиц - 195 процентов. Потребляем же мы значительно меньше. Мяса, например, только 70 процентов от установленных физиологических норм, молока - 61 процент.
Физическая доступность или наличие продовольственных товаров во всех населенных пунктах достигается благодаря работе торговой сети Удмуртпотребсоюза. Для решения этой проблемы бюджет республики выделяет ежегодно средства для компенсации затрат Удмуртпотребсоюза на доставку продовольственных товаров в отдаленные населенные пункты. Сегодня во всех населенных пунктах имеются торговая точка или магазин, а туда, где их нет, периодически приезжает автолавка и обеспечивает население продуктами питания. Что касается экономической доступности продуктов питания, то постоянно отслеживаются существующие цены на основные продукты питания, и надо сказать, что в Удмуртии они ниже, чем во многих регионах.
В российском бюджете и в бюджете Удмуртской Республики расходы на сельское хозяйство в последние годы неуклонно растут. Селу стали уделять значительно большее внимание. «Когда я начинал работать министром сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии, бюджет Минсельхоза России составлял всего 2 миллиарда рублей, - вспоминает Владимир Невоструев. - Сегодня только в нашем республиканском бюджете на 2009 год на поддержку сельского хозяйства закладывается два с половиной миллиарда рублей».
В настоящее время в республике готовятся региональные программы по наиболее развитым направлениям с тем, чтобы участвовать в конкурсах на включение в федеральные программы на условиях софинансирования с российским бюджетом. В Удмуртии не может быть больших объемов производства зерна. Однако миллион тонн в год мы вполне в состоянии производить. Правда, для этого требуются большие финансовые вложения. В былые годы в Удмуртии собирали и полтора миллиона тонн.
Заработная плата в этой отрасли в два раза ниже, чем в других. Сохраняются тяжелые условия труда и низкое качество жизни. И здесь только один путь – решение социальных программ и повышение производительности труда. Поэтому в России повышаются расходы на газификацию, электрификацию села. В этом году впервые в федеральном бюджете были предусмотрены средства для строительства сельских школ.
Многие меры по поддержке сельского хозяйства, которые предпринимает руководство нашей республики, в дальнейшем перенимаются руководством России. Так что в этой области мы часто оказываемся впереди.
Игорь ЕГОРОВ