Управлением федеральной антимонопольной службы по Калининградской области подано заявление в Высший арбитражный суд России об отмене судебных актов арбитражных судов Санкт-Петербурга, которые не считают ОАО «Молоко» доминирующей компанией, ущемляющей интересы сельскохозяйственных производителей.
В ходе рассмотрения обращений, поступивших из Правительства Калининградской области, от руководителей сельхозпредприятий и фермерских хозяйств региона относительно высоких цен на молочную продукцию и низких закупочных цен на сырое молоко, делающих невыгодным содержание скота и приводящих к сокращению поголовья в личных подсобных хозяйствах населения, специалисты Управления, проведя исследования рынков молочных продуктов и молочного сырья, установили, что самым крупным поставщиком готовых продуктов и покупателем сырого молока на территории Калининградской области является ОАО «Молоко».
При этом в договорах закупки сборного сырого молока из личных подсобных хозяйств населения содержались условия по закупке данного сырья вне зависимости от его качественных характеристик по цене молока второго сорта.
Арбитражный суд Калининградской области посчитал доказанным и факт доминирования ОАО «Молоко» на рынках производства молочной продукции, и закупки молочного сырья, и факт монополистической деятельности данной компании.
Однако Тринадцатый арбитражный апелляционный суд удовлетворил апелляционную жалобу ОАО «Молоко» и признал недействительными решения антимонопольного органа о включении общества в Реестр, хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, и о квалификации условий заключаемых Обществом договоров закупки сырого молока из личных подсобных хозяйств населения дискриминационными. 17 сентября 2008 года кассационная инстанция оставила в силе это постановление.
Постановление апелляционного суда явилось для сотрудников Калининградского УФАС России большой неожиданностью, как с точки зрения его выводов, так и с точки зрения трактовки судом основного нормативного акта, определяющего порядок проведения антимонопольными органами анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках.
При этом одним из основных возражений, предъявленных Обществом в ходе рассмотрения дела в суде, была несопоставимость использованных антимонопольным органом показателей, отражающих реализацию сырого молока на территории Калининградской области, и объем закупки сырья переработчиком.
Следует отметить, что данная несопоставимость возникла вследствие того, что при проведении расследования антимонопольным органом, рассказали газете Янтарный Край - Online Калининград в УФАС, ОАО «Молоко» представило по его запросу недостоверную информацию. В связи с этим Калининградским УФАС России возбуждено и находится в стадии рассмотрения дело по признакам нарушения Обществом статьи 25 Федерального закона «О защите конкуренции» в части неисполнения обязанности по представлению информации, необходимой антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Однако суды Санкт-Петербурга не посчитали нужным ни дать оценку таким недобросовестным действиям заявителя, ни новым расчетам, доказательствам и пояснения, представленным антимонопольным органом в обоснование включения ОАО «Молоко» в Реестр и признания его действий нарушением Федерального закона «О защите конкуренции».
Не согласившись с указанными судебными актами, 12 ноября 2008 года Управлением федеральной антимонопольной службы по Калининградской области подано заявление в Высший арбитражный суд России об их пересмотре, так как решения петербургских судов делают невозможным осуществление контрольных функций антимонопольного органа за установлением цен ОАО «Молоко».
17 ноября 2008 года в Калининградский УФАС России поступило еще одно заявление, теперь от главы фермерского хозяйства Б., который считает, что заключаемые ОАО «Молоко» договоры закупки сырого молока дискриминационны по отношению к труженикам села. Аграрий просит повлиять на монополиста.