Вы здесь

Башкортостан. Не в коня корм?

Перейти к полной версии/Вернуться

Сельхозпредприятия без особой охоты сдают фуражное зерно на комбикормовые предприятия. Почему? Треть валового сбора зерна в Республике Башкортостан, а это более 1 млн т, уходит на корм скоту и птице. И от этой реальности никуда не деться. Доходность животноводства, в первую очередь, определяется доступностью кормов, которыми, в основном, являются зерно и отруби.
Более того, специалисты регионального минсельхоза считают, что для повышения рентабельности зерновых их целесообразно применять в качестве фуража, что позволит получать прибыль через животноводческую продукцию - молоко, мясо и т.д. Пожалуй, только достатком кормов можно объяснить тот факт, что за последние годы в регионе значительно нарастили производство молока. Однако, использовать зерно в чистом виде - расточительно. Было бы рационально превращать его в комбикорм, но вот здесь и возникают проблемы.
Сегодня в Башкортостане работают 9 комбикормовых заводов из 13. Они могут производить около 1 млн тонн полнорационного корма, но на сегодня заводами выработано лишь 164 тыс. тонн продукции. И это при обилии фуражного зерна.
Все дело упирается в цену. Если стоимость зерна колеблется в пределах 3 000-3 500 руб./т, то комбикорм уже стоит от 8 000 до 10 000 - 12 000 руб., в зависимости от вида и назначения.
Резкое возрастание цены происходит, в основном, за счет так называемой незерновой составляющей: витаминно-минеральных добавок, микроэлементов, премиксов и так далее.
Сельхозпроизводители заявляют, что давно просят Москву решить вопрос об удешевлении незерновой части комбикормов, эта мера позволит более эффективно и с большей пользой использовать фуражное зерно. В нынешнем году, как уже сообщалось, было принято решение о субсидировании комбикормов для сельхозпредприятий и фермерских хозяйств, занимающихся разведением птицы. А как быть с крупным рогатым скотом?
Уже давно ясно, что животноводство в России можно поднять только с помощью сбалансированного корма. Но, как ни странно, превращать фуражное зерно в комбикорма хозяйства не торопятся, хотя есть реальная угроза того, что часть выращенного урожая попросту пропадет из-за неправильного хранения.
По мнению аналитиков, такая ситуация возникла не сегодня, и связано это с конфликтом интересов животноводов и зерновых трейдеров, которым гораздо интереснее экспортировать фуражное зерно, чем оставлять его на внутренние нужды отечественного АПК, который с ростом поголовья свиней, птицы и крупного рогатого скота будет все больше и больше потреблять фуражного зерна.
Но ведь сегодня-то пшеницы, ржи, ячменя, овса в стране более чем достаточно. Чтобы не потерять выращенное, его надо перерабатывать, что позволит поднять и надои, и привесы. Кажется, альтернативы такому варианту нет. Тем не менее, многие хозяйства предпочитают дробить зерно у себя, не используя возможностей комбикормовой промышленности, и заставить крестьян везти фураж на завод практически невозможно.

Источник: