Вы здесь

Комментарий. Как бы жадность не сгубила?!

Перейти к полной версии/Вернуться

Тема старая, наболевшая, но так и не решенная в общегосударственном масштабе. Имею в виду проблему отношений производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции с торговыми сетями.

На Федеральном уровне, увы, никак не выработают прозрачные и взаимовыгодные правила игры производителей и торговцев. А раз так, то в регионах пытаются самостоятельно определять свои, местечковые правила взаимодействия торговых сетей, производителей и переработчиков.

В Башкортостане, например, с приходом в республику транснациональных сетевых компаний, было без обиняков сказано: не будете торговать продукцией местных товаропроизводителей, не ждите и от властей понимания и поддержки.

Намек в торговых сетях поняли, и, худо – бедно, но принимают на продажу продукцию местных товаропроизводителей, хотя время от времени и пытаются затевать собственную игру. И тогда местная власть вновь грозит им пальчиком.

В Оренбургской области под председательством первого заместителя министра экономического развития и торговли региона Эдуарда Берлина недавно собрали совещание, на котором присутствовало более 40 представителей торговых сетей, производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.

Участники сбора были ознакомлены с ситуацией в торговых сетях, с реализацией в них продукции региональных производителей, обсудили проблемные вопросы для участников продовольственного рынка.

Как откровенно заметил первый заместитель министра сельского хозяйства Оренбургской области Анатолий Попов, присутствовавший на совещании, торговые сети ставят местных товаропроизводителей не просто в жесткие рамки «особых условий», они буквально раздевают сельчан.

- Система бонусов, скидок, негласных условий, по которым наши производители продукции «обязаны» поставлять продовольствие на реализацию, приводит к ситуации, что село попросту авансирует торговые сети, а что касается расчетов за продукцию, то они происходят через месяц и даже большие сроки. Я считаю, что такая политика по отношению к местным товаропроизводителям – натуральное унижение.

Добавлю к сказанному, что по итогам дебатов было–таки, принято решение о совместной выработке механизма взаимодействия торговых сетей, производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции. Но будет ли этот механизм четко работать – большой вопрос!

Думаете, такая ситуация складывается только в отдельно взятых регионах страны? Отнюдь! «Беспредел», творимый торговыми сетями, открытое вымогательство практикуются повсеместно. Вот некоторые данные, подтверждающие это утверждение.

В Челябинске прошел семинар-совещание руководителей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и сотрудников областного минсельхоза, на котором было заявлено, что южно-уральская продукция не хуже, а по многим параметрам лучше аналогичной привозной. Однако местные фермеры практически не имеют шансов попасть со своей продукцией в торговые сети. Почему? Объяснение простое - у многих российских товаров, при их высоких потребительских качествах, не хватает одного – красивой упаковки, отвечающей мировым стандартам. И помощников в этом деле у фермеров, увы, нет. В торговых же сетях откровенно заявляют - с такой упаковкой к нам даже не суйтесь! Вот и получается, что на полках море импортного лука, томатов и огурцов, а своих, доморощенных овощей, фруктов вы не увидите.

Простой пример с картофелем. Своей картошки, как известно, в России хватает, но пробиться ей в супермаркеты практически невозможно. Потому как вид не тот. К тому же упакованный в прозрачную пленку или сетку картофель быстро зеленеет, приходит в негодность, а современные магазины овощехранилищ, как известно, не имеют. Проблема?! Безусловно!

Любопытное и поучительное исследование проблемы взаимодействия товаропроизводителей и торговых сетевых компаний провели в Нижегородской области. Как сообщила заместитель губернатора Ирина Живихина, сегодня рынок Нижегородской области представлен всеми современными форматами торговли, к которым относятся супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры, форматы cash&carry. В настоящее время на территории области действуют 12 региональных, 4 федеральных и 4 международных торговых компаний.

Что же берту торговые сети у нижегородских товаропроизводителей? Список, увы, невелик. Это, в основном, хлеб и хлебобулочные изделия, мука, молоко и молокопродукты, яйцо и мясо птицы, мясо и мясопродукты, картофель, масло животное.

Доля местной продукции (в процентах от всей реализованной), составляет: хлеб – 81,9%, молоко – 45,5%, мясо – 45,9%, крупы и макаронные изделия – 29,6%, сахар – 78%. Овощи, фрукты и другие продукты местного производства в списке не замечены.

Да, согласен, что сотрудничество с торговыми сетями местных товаропроизводителей (то ли благодаря уговорам, то ли административному нажиму), за последние годы значительно улучшилось. Сегодня доля продукции нижегородских товаропроизводителей в общем объеме реализации продукции через магазины торговых сетевых компаний составляет в среднем 59,3%, что в 2,5 раза больше значения 2006 года. Но ведь и засилье привозного, то есть импортного, продукта еще очень, согласитесь, велико.

За последние два года местные власти добились отмены входных бонусов для нижегородских товаропроизводителей, изменения сроков оплаты за поставленную в магазины продукцию с 45 до 10 банковских дней. Кроме того, в целях продвижения продукции местных товаропроизводителей правительством региона принята областная целевая программа «Покупайте нижегородское». То есть, хочу сказать, область сама, своими силами пытается контролировать ситуацию, и это у региональных властей получается.

А каково положение дел в других уголках нашей необъятной страны?

В Чувашии, например, подписано соглашение о сотрудничестве с сетевыми компаниями, в котором есть пункт о том, что доля местных товаропроизводителей в торговых сетевых компаниях должна быть не менее 50% от общего количества товаров. Однако проследить эту долю без четкой нормативной базы практически невозможно.

В Костромской области административных рычагов воздействия на торговые сетевые компании не нашлось, все нормативные акты и письма администрации носят только рекомендательный характер.

Во Владимирской области торговыми сетями повсеместно расставлены барьеры и ловушки в виде бонусов и штрафных санкций при попытках местных товаропроизводителей попасть в гипермаркеты. Причина: слишком большой наплыв местных производителей, желающих попасть на прилавки супермаркетов.

А вот в Республике Марий Эл, в Татарстане и ряде других регионов торговые сети, по всей видимости, вообще не допускают к своим тайнам местные власти. Вопрос о бонусах, особых условиях в большинстве краев и областей закрыт от посторонних глаз при помощи магической фразы: «А это - коммерческая тайна». Причем, тайна за семью печатями, за которую должны расплачиваться и сельчане, и потребители.

Буквально на днях в Уфе посетил гипермаркет знаменитой торговой сети. Искать продукцию местных товаропроизводителей пришлось довольно долго. Она, конечно, присутствует на прилавках, но находится как - бы в тени, на задворках. Не нашел в магазине свежих овощей от совхоза «Алексеевский», что расположен буквально в нескольких километрах от магазина. Значит, владельцам сети выгоднее везти огурцы из Московской области и из других стран? Практически не увидел свежего мяса башкирского производства, знаменитого Кармаскалинского и Кандринского хлеба. Уже не говоря о бутылках с родниковой водой, которой славится республика. Помнится, производители из Ермекеевского района рассказывали, как пытались проникнуть со своей уникальной целительной водой на уфимский рынок. Тщетно.

Лично я не могу понять, кому это выгодно? Торговым сетям, которым жаба алчности глотку давит, или западным конкурентам, пытающимся завалить рынок только своими товарами? Сомневаюсь, что такая политика глобальных торговых сетей сделает какие-то продовольственные корпорации еще богаче и счастливее. Жадность и чрезмерные аппетиты губят и не таких монстров мировой экономики. Свидетельством тому нынешний финансовый кризис, приобретший планетарный масштаб. Нет, не зря все – таки наш народ придумал для такого рода коммерсантов хороший совет: «Будьте добрей, и люди к вам потянутся…» Неужто владельцы торговых сетей этого призыва так и не услышат?

Источник: