Вы здесь

Приморский страус морозов не боится! Увлечение экзотическим птицеводством привело к созданию краевого общества страусоводов

Перейти к полной версии/Вернуться

Дом Валерия Королева мало чем отличается от остальных. Неброские постройки, выгон для скота, скромный забор (правда, чуть повыше, чем у соседей). Однако встречает гостей здесь не цепной пес, а... страусенок. А из-за ограждения выглядывают пятнадцать пар любопытных глаз на длинных-предлинных шеях.

 - В книжках написано, что глаз страуса весит 60 граммов, а мозг - всего 30. Поэтому курица по отношению к страусу - просто академик, - со знанием дела объясняет хозяин.

  Нам холестерин не нужен

- Это новый вид животноводства, который в России (в отличие от коневодства или овцеводства) развит еще очень слабо, - продолжает Валерий Николаевич. - В Европе же сегодня бум страусоводства. Именно из-за полезного мяса этих птиц, ведь в нем меньше всего холестерина. Да и в страусиных яйцах, которые размером с кокосовый орех, его минимум. А еще страусы - это жир, кожа, перья... К тому же не было ни одного случая заражения их птичьим гриппом (хотя как будет дальше, неизвестно - вирус-то мутирует).

Кстати, начиналось страусоводство именно из-за перьев. В конце 18 века Мария Антуанетта ввела во Франции моду на них. В результате за 10 лет выбили 27 миллионов особей. Доходность от перьевого бизнеса в то время была на втором месте после алмазов. Это и подтолкнуло местных фермеров к разведению этих птиц. Сегодня наблюдается новый бум страусоводства, но уже мясного направления. В той же Польше мясо страуса уже лежит в любом магазине и стоит не дороже говядины.

Валерия Королева по полному праву можно считать пионером приморского страусоводства. Отходив 30 лет в моря судовым механиком, он приехал в Фокино - там от матери ему остался дом.

Раздумывая, чем заняться на подворье, будущий фермер перешерстил весь Интернет. Увидел, что в США, Канаде, Испании и других странах страусов разводят уже много десятилетий. Да и в центральной полосе России с успехом работают две крупные фермы.

Он подумал и решился. На все свои сбережения заказал через Интернет в фирме "Русский страус" двух самок и самца - взрослых репродуктивных особей. Причем их транспортировка страусов военным бортом обошлась дороже, чем сами птицы.

Простой зоотехник

Когда Валерий Николаевич привез на свой двор новых постояльцев, некоторые соседи крутили пальцем у виска. Даже жена, с которой до того душа в душу прожили 35 лет, заявила: "Да ты, Королев, ненормальный".

- Сейчас она так уже не говорит, - смеется предприниматель. - Я ее назначил председателем крестьянско-фермерского хозяйства "Приморский страус". И она бы-ы-ыстренько забегала. Мне-то ходить по инстанциям лень, а она - конторский работник: инженер-экономист, с опытом работы в налоговой. Главное ведь - заинтересовать человека. Так что жена - начальник, а я - простой зоотехник.

Ни разу не пожалел, что занялся таким новым для края делом. А что жалеть, нужно продолжать работать, дождаться потомства от молодых самок. Тогда дело пойдет быстрее. Пока несутся только две - те, что я привез. Остальные еще дети. И подростковый период у них долгий, ведь страус живет до 75 лет.

Даже купив маленькую телушку, мы же не ждем, что она завтра будет приносить молоко. Животное нужно кормить, растить. Поэтому я и согласился принимать у себя туристов - чтобы было на пропитание.

Едят заморские птицы овес, ячмень, сою, кукурузу, а также капусту, свеклу, морковь. То есть все, что растет в Приморье. А у Валерия Николаевича своя пасека. И иногда мед он меняет на продукты. Еще одним плюсом выбранного дела он считает "экономичность" своих подопечных: страус весом в 150 кг за день съедает всего несколько килограммов еды.

Зимой эти обитатели полупустыни живут в обычном сарае. И ни одна птица, даже самая молодая, в холода еще не погибла. Напротив, они с удовольствием купаются в снегу. Из специальной литературы фермер узнал: чем меньше разница температур внутри и снаружи их жилья, тем эти птицы легче переносят мороз. Начинают кучковаться - это сигнал, что тепла не хватает. "Конечно, я переживаю, - говорит Валерий Королев, - ночью обязательно встану, посмотрю, как там они".

"Приморский страус" - дело времени?

Была в гостях у нашего фермера даже делегация японцев, которые уверяли, что они бы с удовольствием развивали у себя этот вид животноводства, но земля у них уж больно дорогая. Потому в Японии бизнес этот вряд ли будет рентабельным.

В Приморье земли много - как и людей, готовых развивать свое дело. Департамент сельского хозяйства как-то предложил Королеву выступить на общем собрании фермеров Приморья. С речью от семейства поехал взрослый сын Валерия Николаевича. После его выступления (естественно, излагал он свою речь по наброскам отца) среди землевладельцев начался настоящий ажиотаж. В Фокино началось настоящее паломничество желающих посмотреть на страусов.

- Один из фермеров в прошлом году мне говорит: мы посовещались и решили назначить тебя председателем общества страусоводов. Я говорю: общества-то еще нет? А он: будет! - рассказывает Валерий Николаевич. - Так что вряд ли я до мяса когда-нибудь дойду. Наверное, на первом этапе все-таки буду продавать птенцов. У меня уже запись идет.

Но пока мне надо создать маточное поголовье. Потом буду что-то выбраковывать. По науке на это дело уйдет лет тридцать. И это если мы говорим о таких самках, как Варвара. Она у меня самая крупная: уже три метра - а ей всего 3 года. Значит, здесь ей комфортно. Посмотрим, насколько она будет продуктивна.

Всех своих птиц фермер знает, как говорится, в лицо. Причем тех, что появились на свет уже на его подворье (младшим страусятам всего по три года), называет исключительно русскими именами.

Мы стоим вместе с Валерием Николаевичем у самого ограждения страусиного вольера. Его пернатые подопечные выстроились в ряд и смотрят на нас не мигая.

- Страус по природе очень любопытный и агрессивный, - объясняет фермер. - Это при вас он думает, что меня много и стесняется возмущаться. А когда я с ними один на один, бывает, и нападают. Самцы уже воспринимают меня как соперника. Потому хожу к ним со специальной рогатиной. Просто птица пробует на мне свои силы и смотрит на реакцию.

Да и друг с другом они, бывает, дерутся сильно. Сейчас мужают и выясняют, кто будет вожаком. Вот и избивают ногами (а они у них очень сильные) самого старшего. У каждого самца в природе бывает до пяти самок. И чем он сильнее, тем качественнее потомство. Природа-то мудрая.

Старость на перьях

- Сыновья мои выросли, обеспечивают сами себя. А у меня сил еще много. Так что я себе создал беспокойную старость, - рассуждает Валерий Николаевич. - Доход-то когда-нибудь придет. Я в этом году иду на пенсию и знаю, что не буду сидеть на лавочке и ждать почтальона с пенсией. Это главное.

Хотя дети считают, что все это баловство. Говорят: папа бросай все и приезжай к нам во Владивосток. Им кажется, что мне там будет лучше. А мне здесь хорошо, у меня душа за своих птичек длинношеих болит. Особенно за малышей.

Источник: