Вы здесь

Казахстан: На всю Костанайскую область остался один плодово-ягодный сад

Перейти к полной версии/Вернуться

На грустные размышления наводит информация от таможенников: за одиннадцать месяцев прошлого года в Костанайскую область завезено фруктов на 8 млн долларов. За тот же срок года текущего – на 12,7 млн «зеленых». Об этом пишет газета "Литер".

Основной завоз приходится на яблоки. Из Латинской Америки, Северной Африки, Китая, Польши, Венгрии, Испании, с Ближнего Востока – проще назвать откуда не завозят.

Рост импорта сразу на 30 процентов, с одной стороны, объясним: морозы минувшей зимы погубили много яблонь зимних сортов в личных садах костанайцев. С другой стороны, на всю Костанайскую область остался один сад, который можно отнести к категории промышленных – на Карабалыкской опытной станции. На 54 гектарах выращивается более 80 сортов только яблонь, 12 – груши, слива, смородина, облепиха, вишня, черноплодная рябина… 54 гектара – стандартный размер сада, который еще 20 лет назад имел каждый из 200 с лишним совхозов и колхозов области. А плодово-ягодный совхоз «Мичуринский» имел более 600 гектаров садов и завод по переработке плодово-ягодной продукции и овощей. Аналогичные цеха имели почти все райпотребсоюзы, которые скупали излишки в садоводческих обществах. Область обеспечивала свои потребности в соках, консервах, сухофруктах и свежих плодах и ягодах.

Сады на севере Казахстана появились в начале прошлого века. А в 1913 году городское сельскохозяйственное общество Кустаная в 6 верстах от города и вблизи реки Тобол заложило образцово-показательный сад, в котором крестьяне могли набираться ума-разума. Этот сад просуществовал до середины 90-х минувшего века вначале в качестве структурного подразделения Кустанайской опытной станции, затем – Кустанайского НИИ СХ, которые имели отдел плодоводства и картофеля. Оптимизация 90-х заявилась в сад бульдозером: его передали крестьянскому хозяйству «Садовод», которое поначалу планировало создать плодопитомник.

Но затея оказалась убыточной, и хозяйство перешло на производство овощей и картошки. Понятно, что деревья пришлось выкорчевать. Кандидат сельхознаук Николай Ушаков, работавший в саду, получил приглашение от Тимирязевской академии и уехал жить и работать в Подмосковье. Сейчас он на пенсии и живет тем, что закладывает эдемские сады для владельцев элитных поместий.

Директор Карабалыкской опытной станции Елубай Аманжолов содержит свой сад потому, что верит: мы снова будем разводить сады на севере Казахстана. Значит, процесс пойдет с его сада, который сегодня носит научное звание «Лаборатория интродукции плодово-ягодных культур». В переводе на обывательский язык – переселение видов растений за пределы естественного ареала произрастания. То самое, что вскоре может потребоваться. Конечно, считает Аманжолов, южные фрукты с северными сравнивать нельзя. Но их преимущество – скороплодность. При хорошей агротехнике северные сорта дают с гектара до 22 тонн яблок – таких урожаев не снимали даже в некогда знаменитом совхозе «Горный гигант» под Алма-Атой.

Северные яблоки лучше других подходят и для переработки. Это мы забросили свои сады, а селекционеры соседней Челябинской области все эти годы работали над выведением новых сортов. Сегодня яблоко челябинское крупноплодное по вкусовым качествам и размерам превосходит многие южные сорта. У главного садовода Карабалыкской опытной станции фамилия, обязывающая ко многому: Николай Докучаев. У него налаженные связи с Южно-Уральским НИИ, ученые которого выводят новые сорта плодово-ягодных культур. Он знает дороги в питомники Челябинской и Курганской областей. Многие новинки уже прижились в его саду.

Между тем четыре года назад в стране стартовала программа возрождения знаменитого алматинского апорта. Начато субсидирование производства фруктов и винограда на юге страны. Елубай Аманжолов считает, что субсидирования заслуживает и садоводство на севере Казахстана. Сегодня его сад держится на энтузиазме людей. Последний сад в Костанайской области.

Источник: