По данным экспертов Приднестровского республиканского банка, ситуация в агропромышленном комплексе Приднестровья остается сложной. В «Вестнике Приднестровского Республиканского банка» за август опубликован доклад по результатам мониторинга АПК республики. Главный вывод аналитиков – за последние 7 лет ситуация в агропромышленном комплексе республики серьезно ухудшилась. Об этом говорят все нынешние показатели отрасли.
Объем произведенной продукции с 2000 года снизился почти на треть, поголовье крупного рогатого скота сократилось более чем в 2 раза, свиней – в 1,9 раза, птицы – в 1,6 раза.
Существенно снизились объемы производства в традиционной отрасли сельского хозяйства - овощеводстве.
Если сравнивать с 2000 г., объемы производства сократились в 1,9 раза, а в 2007 году произошел почти пятикратный обвал, вызванный не только неурожаем, но и внутренними причинами.
Валовой сбор овощей уже с 2002 года не превышал 20 тысяч тонн, в то время как в 1992 году этот показатель составлял 169 тысяч тонн.
Продолжает расти и число убыточных сельхозпредприятий. Удельный вес таких предприятий к 2007 году достиг 70% (в сфере малого бизнеса – 54,2%). За 6 лет значительно сократилось число занятых в сельском хозяйстве – с более чем 25 тыс. человек в 2001 году до 9,8 тыс. в 2007 г.
Доля сельского хозяйства в ВВП в течение последних лет варьировалась на уровне 3-4%. В 2007 году этот показатель снизился до 1,73%. Одна из причин, конечно, засуха, но трудно не увидеть и другое – продолжающуюся деградацию агропромышленного комплекса.
Доход предприятий АПК в прошлом году составил 117 миллионов рублей. На оплату труда пришлось 78,8 миллионов рублей, или 66,9%. Оставшаяся после уплаты налогов и зарплаты сумма составила 17 миллионов рублей ($2 миллиона). Таких средств явно недостаточно для эффективных инвестиций в сельское хозяйство республики.
На государственный бюджет агропромышленному комплексу тоже надеяться не приходится. Соответствующие бюджетные расходы в 2007 году составили всего 14,3 миллионов рублей ($1,7 млн., менее 1% от объема всех расходных статей). Для сравнения: в мире различные субсидии и госкредиты сельскому хозяйству достигают 10% бюджета.
На сегодняшний день участие государства в сельскохозяйственной отрасли определяется рядом нормативных актов. Они же определяют перечень мероприятий по выводу сельскохозяйственных предприятий из кризиса. В 2004 году была принята «Государственная программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса ПМР». В ходе реализации этой программы планировалось увеличить производство сельхозпродукции и улучшить финансово-экономическое положение предприятий отрасли.
Однако вся проблема отрасли в недостаточном финансировании. Если в 2005 году в рамках программы на поддержку, например, мелиоративного комплекса было выделен 1 миллион рублей, то уже в 2007 году всего 436 тысяч. На мероприятия по борьбе с вредителями в растениеводстве средства в размере 1 миллиона рублей выделялись только в 2006 году. За три года действия программы расходы бюджета на ее реализацию в общей сложности составили всего 11 миллионов рублей ($1,3 млн.).
В первом квартале 2008 года эти расходы были запланированы на уровне 6 миллионов (около $0,7 млн.). Однако не было выделено ни рубля.
В нынешнем году программа завершается, и так как она осталась практически невыполненной, рассматривается вопрос о ее продлении до 2011 года. При этом предлагается исключить из нее такой пункт как создание фондов для возрождения приоритетных отраслей агропромышленного комплекса – овощеводства, садоводства, виноградарства, семеноводства и животноводства. Причина «выхолащивания» программы проста – средств в госбюджете нет и пока не предвидится.
Недостаток собственных и бюджетных средств на текущие нужды сельхозпроизводители пытаются компенсировать за счет привлечения средств со стороны. В прошлом году крупные аграрные предприятия получили кредиты и займы на сумму 108 миллионов рублей ($12,7 млн.). При этом остаток задолженности перед банками по данным на 1 января 2008 года составил 101,7 миллионов рублей. Размер задолженности сельскохозяйственных организаций перед всеми хозяйствующими субъектами и бюджетом равен 517 миллионам рублей ($60,8 млн.). Эта сумма в 4 раза превышает годовую выручку от реализации сельхозпродукции.
ПРБ проводил среди сельхозпроизводителей опрос, под какой процент они кредитовались в коммерческих банках в 2007 году. Как следует из ответов респондентов, процентная ставка составляла 17-20%. Аграрии считают, что она высока. Оптимальным для себя процентом они назвали 5-10% - тогда кредиты не будут ложиться тяжким бременем на производителя. Однако сегодня из-за инфляции и общей экономической нестабильности ни один банк не готов давать средства под процент ниже 10%.
Немалая часть хозяйств в 2007 году не смогла получить кредит в банке. Такие хозяйства вынуждены были заключать договоры на поставку горюче-смазочных материалов, семян и удобрений под залог выращенной продукции.
В марте текущего года у сельхозпроизводителей Приднестровья появилась надежда на некоторое изменение критической ситуации. В республику поступила гуманитарная помощь из России, направленная на развитие агропромышленного комплекса ПМР. Распределение технических кредитов предполагало двухуровневую процедуру кредитования. Средства выделялись на приобретение новой техники и (или) многолетних насаждений. Аграриям были предложены приемлемые условия кредитования под процентную ставку 5%.
По итогам второго квартала 2008 года Банковский совет Приднестровского Республиканского банка принял решение о выделении кредитных средств по 28 проектам на сумму 205,1 миллионов рублей РФ. По данным на 1 июля фактически предоставлено кредитов на сумму 119,1 миллионов российских рублей. Во втором квартале погашено 900 тысяч рублей РФ.
Все помнят, что процесс кредитования предприятий АПК стал предметом серьезных дискуссий в обществе и в СМИ. Предварительные условия предоставления кредитов, установленные Верховным Советом, были достаточно жесткими, и это закрыло путь к российской помощи многим хозяйствам.
Изменить ситуацию в агропромышленном комплексе ПМР можно, но российских кредитов и ситуативных, единичных решений для этого мало. Как отмечают аналитики Приднестровского Республиканского банка, нужна комплексная политика, серьезные протекционистские меры. Как никогда необходимо регулирование рынка сельхозпродукции и ценообразования внутри него. При этом следует учитывать ежегодный рост цен на ГСМ, семена, удобрения и т.д.
Сельское хозяйство нуждается во многом - в строительстве и реконструкции животноводческих комплексов, переоснащении мелиоративных объектов и закупках современной техники. Но, опять же – все упирается в средства. Вернее, их катастрофическую нехватку. Остается надеяться, что Приднестровье в обозримой перспективе выйдет из бюджетного и социально-экономического кризиса, а развитие сельского хозяйства (и, соответственно, обеспечение продовольственной безопасности ПМР) станет серьезным приоритетом для всех, кто принимает решения в финансово-экономической сфере республики.