И что для этого надо сделать?
Не будет преувеличением сказать, что большинство землепользователей нашей республики уже оформляют или собираются в ближайшее время оформить свои права на земельные участки. Но рядовому гражданину, не владеющему всеми тонкостями достаточно обширного как регионального, так и федерального законодательства, порой невозможно самому отыскать ответы на все интересующие его вопросы. О чем свидетельствуют и письма читателей «СО».
Собственный участок земли – уже не мечтаДосье «СО».
Алану Зелимхановичу Есиеву 36 лет. По образованию юрист. Окончил в 2002 г. юрфак СОГУ. С 1999 по 2007 год работал начальником отдела Управления Федеральной регистрационной службы по РСО–А.
С прошлого года – руководитель Управления Роснедвижимости по РСО–А.
С целью разъяснить процедуру оформления земельного участка в собственность газета обратилась к руководителю Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РСО–А Алану Есиеву. Вопросы, адресованные ему, включили в себя самые злободневные темы по приобретению прав на земельные участки различными категориями землепользователей.
– Алан Зелимханович, очень многие наши читатели спрашивают: а нужно ли спешить с приватизацией земельного участка, предоставленного до введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е. до 25 октября 2001 года) и который использовался для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства?
– Спешить не надо. И вот почему. С принятием ряда федеральных законов уже в 2006 – 2007 годах, получивших название «дачная амнистия», внесены значительные изменения в существующее законодательство для упрощения процедуры оформления прав как на земельные участки, так и на объекты недвижимости на них.
И эти законы не содержат каких-либо сроков приватизации земельных участков по упрощенной системе на бесплатной основе. Этим правом граждане смогут воспользоваться и сейчас, и в следующем году, и впоследствии.
В этой связи слухи о том, что не успевшему приватизировать земельный участок, находящийся под гаражом, индивидуальным жилым домом, предоставленный для ведения садоводства, огородничества или личного подсобного хозяйства в 2008 г., после 1 января 2009 года придется за это заплатить более дорогую цену, просто дезинформация.
– Хорошо. Ответ ваш многих успокоит. А теперь скажите, какие документы должен представить гражданин?
–Еще раз напомню землепользователям, что на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 25.10.2001 г.), для вышеперечисленных целей госрегистрация права собственности ведется на основании следующих документов:
а) акта органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении такому гражданину данного земельного участка;
б) свидетельства о праве гражданина на земельный участок, выданного уполномоченным органом государственной власти;
в) выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
г) иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на данный земельный участок.
Собственный участок земли – уже не мечтаПри этом обращаю внимание: при наличии у граждан таких документов принятие решений о предоставлении земельных участков в собственность не требуется.
Таким образом, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса, обладатель его вправе только зарегистрировать право собственности, за исключением случаев, когда федеральным законом участок не предоставляется в частную собственность. Такая норма, значительно упрощающая процесс приватизации земельных участков, распространена и на наследников.
– А какова процедура приватизации садовых, огороднических и дачных участков?
– Если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен этому объединению либо иной организации, при которой до 30 июня 2006 г. оно было создано, член некоммерческого объединения имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом этой организации и застройки территории некоммерческого объединения либо другим соответствующим документом. В этом случае земельный участок предоставляется в собственность исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по заявлению этого гражданина или его представителя.
Приобрести в собственность садовые, огороднические или дачные участки, предоставленные гражданам после 30 июня 2006 года, можно, но уже выкупив данный земельный участок у органа, предоставившего такой участок, и по нормативной цене.
– Что значит по нормативной цене?
– По законодательству, нормативная цена земли должна устанавливаться ежегодно исполнительным органом государственной власти на территории каждого субъекта Федерации. Нормативная цена земли у нас равна 200-кратной ставке земельного налога. Сразу хочу успокоить читателей: несмотря на, казалось бы, довольно большую кратность, нормативная цена в денежном выражении, при условии установления оптимальных ставок земельного налога, будет не такой уж высокой и посильна для каждого садовода или огородника. Тем более что с учетом некоторого увеличения ставок земельного налога в 2009 году размер кратности земельного налога для нормативной цены, возможно, будет снижен. Для льготников участки на основании нормативных актов могут предоставляться и бесплатно.
– Раз уж мы затронули вопрос ставок земельного налога, давайте остановимся на нем более подробно. Поясните, пожалуйста, для чего применяются ставки земельного налога, кем они устанавливаются и существуют ли ограничения по их размерам?
– Дело в том, что это в свою очередь потребует разъяснений и такого понятия, как кадастровая стоимость земли. Ибо эти моменты взаимосвязаны и не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Кстати, в одном из предыдущих номеров вашей газеты мы уже отвечали на вопросы, связанные с кадастровой стоимостью и установлением ставок земельного налога. Напомню еще раз.
Земельный кодекс РФ предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка. Для этого проводится государственная кадастровая оценка земель. В 2007 году была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов республики. Результаты ее утверждены постановлением Правительства РСО–А и вводятся в действие с 1 января 2009 года сроком на 5 лет. И это – серьезная налоговая база для увеличения земельных платежей в местные бюджеты.
Размер земельного налога при этом регулируется величиной налоговой ставки, которую устанавливают сами муниципальные образования. И не может превышать 0,3% в отношении земель сельскохозяйственного назначения, на жилье и ЖК-инфраструктуры для личного хозяйства и 1,5% – для прочих земельных участков.
– Скажите, а есть ли «ножницы» при установлении налоговых ставок? То есть от и до?
– Да, Налоговым кодексом РФ допускается дифференцирование налоговых ставок в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка.
Могут устанавливаться и налоговые льготы для некоторых категорий налогоплательщиков. Муниципальные власти должны были до 1 декабря 2008 года принять налоговые ставки и опубликовать их.
– Вы разъяснили, как приобрести земельные участки за плату на примере садовых, огороднических и дачных земельных участков. Расскажите о порядке приобретения прав на иные земельные участки.
– Прежде всего отмечу, что по действующему законодательству, до 1 января 2010 года земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут продаваться: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям-собственникам расположенных на таких земельных участках зданий и строений, если последние были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если они возведены или реконструированы. Могут продаваться, если здания и строения были возведены вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности. Могут продаваться гражданам и некоммерческим организациям-собственникам расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности на них возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении всеми вышеуказанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах:
-20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
-2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
До 1 января 2010 года лица, не указанные выше, но собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках государственной или муниципальной собственности, приобретают такие участки по цене, устанавливаемой субъектами РФ. В населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов – в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления цены применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Поскольку в нашей республике она не установлена, пока применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Хочу обратить внимание вот еще на что. Очень часто заявители, обращающиеся к нам в Управление Роснедвижимости по РСО–А для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, задают при этом вопросы о том, какие документы необходимо представлять в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Этот вопрос как раз касается того порядка приобретения прав на земельные участки, о котором мы только что говорили.
Так вот, Министерством экономического развития и торговли РФ был утвержден такой перечень документов:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих права на такое здание;
5) выписка из того же реестра о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. При отсутствии у собственника здания документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в 4-м пункте перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированный в Едином госреестре;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Законом также установлено, что исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением предусмотренных указанным перечнем.