Вы здесь

«Росагролизинг»: игра с переменными неизвестными

Перейти к полной версии/Вернуться

Во второй половине 2016 года на «Ростсельмаш» буквально посыпались обращения от сельхозпроизводителей и дилеров компании. Все они содержали фактически одинаковые сообщения об отказах АО «Росагролизинг» в исполнении заявок на поставку техники РОСТСЕЛЬМАШ по программам федерального лизинга по Постановлению Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432 и АККОР, либо их отклонении без объяснения причин, а также просьбы оказать содействие, объяснить причины происходящего. Мы узнали подробности.

Справка о компании РОСТСЕЛЬМАШ

РОСТСЕЛЬМАШ – участник рынка уборочной сельскохозяйственной техники. Предприятие производит зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, почвообрабатывающие

и посевные агрегаты, энергонасыщенные тракторы, прицепные и самоходные опрыскиватели, кормозаготовительную технику и оборудование для животноводческих хозяйств.

Доля зерноуборочных комбайнов РОСТСЕЛЬМАШ в парке сельхозпредриятий России составляет порядка 70 %, при этом они убирают до 80 % зерна в стране. Машины и оборудование производителя поставляются в 34 страны мира на пяти континентах, объем поставок постоянно растет, причем до недавнего времени развитие довольно успешно шло и при практически полном отсутствии поддержки экспорта на государственном уровне.

Справка о компании АО «Росагролизинг»

АО «Росагролизинг» — государственная лизинговая компания с уставным капиталом 83 000 000 000 рублей. 99,9 % акций принадлежат Российской Федерации. Создана в 2001 г.

«для решения задач, поставленных Правительством Российской Федерации по технической и технологической модернизации отечественного АПК. Деятельность АО «Росагролизинг» направлена на выполнение целевых показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. и Доктрины продовольственной безопасности РФ».

Схема работы должна в идеале выглядеть следующим образом. Государство выделяет АО «Росагролизинг» некую сумму денег на финансирование аграрного сектора. Сельхозпроизводитель подает заявку в АО «Росагролизинг» на приобретение нужной ему сельхозтехники или оборудования по всевозможным рабочим программам. Кредитный комитет анализирует представленные документы о платежеспособности потенциального покупателя и одобряет или отклоняет заявку. При одобрении выбранная аграрием техника поставляется заводом-изготовителем со скидкой (например, в случае с программой по Постановлению №1432, величина ее может достигать 25-30 %), в зависимости от региона, в котором расположено хозяйство. Итоговый результат должен выглядеть следующим образом:

Аграрий получает возможность приобрести технику по льготной цене и/или в лизинг на комфортных условиях — 3,5 % удорожания в год, срок лизинга до 10 лет, льготное страхование.

Производитель получает возможность выполнять определенный объем производства за счет реализации востребованной техники и оборудования. Соответственно, увеличивается оборот, налогооблагаемая база, поддерживаются существующие и создаются новые рабочие места, возникают предпосылки к дальнейшему совершенствованию и развитию производства.

Подробно о проблеме

Как нам удалось узнать, действительно, внезапно АО «Росагролизинг» в массовом порядке стало отказывать аграриям в приеме заявок на приобретение техники РОСТСЕЛЬМАШ без объяснения причин. Наряду с этим имеются и случаи отказов по уже одобренным кредитным комитетом заявкам, есть прецеденты с затягиванием сроков рассмотрения и отклонения принятых заявок без обоснований.

В адрес генерального директора ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» пришло несколько десятков сообщений о немотивированных отказах. В итоге аграрии не получили более 200 ед. заказанных сельхозмашин и сотни агрегатов к ним.

Варианты причин отказов

Первое — возможное самоуправство филиалов? Ан нет, сообщения об отказах приходят со всех уголков России: из Крыма, с Белгородчины, Поволжья, Краснодарского, Ставропольского, Алтайского края, Ростовской области, Приморья, Башкирии и т. д. Явно дело не в чьем-то «вольнодумстве» на местах…

Второе, — неплатежеспособность заявителей? Однако все потенциальные покупатели представили в кредитный отдел лизинговой компании пакеты необходимых документов. К тому же подавляющее большинство случаев связано с отказами в приеме заявки, т.е. документы не рассматриваются в принципе.

Среди подававших заявки — и крупные предприятия, в машинных парках которых насчитываются сотни единиц техники, и малые хозяйства. Для последних программа субсидирования — практически единственная возможность приобрести сельхозтехнику. С учетом отказов по уже одобренным кредитным комитетом заявкам, ситуация выглядит более чем странно.

Третье, — отсутствие финансовых средств у АО «Росагролизинг»? Мы внимательно изучили все открытые источники информации. Каких либо сведений, свидетельствующих о недостаточной обеспеченности финансами данной организации, мы даже при пристальном внимании найти не смогли. Можно с уверенностью предположить, что не в отсутствии денег проблема, тем более, первые отказы зафиксированы еще летом, а осенью они просто приобрели массовый характер. Все же можно было бы списать осенние отказы на то, что бюджетные средства, выделенные на закупку техники по Постановлению 1432, выбраны. Если бы не одно «но», указывающее на то, что деньги есть, но не для всех.

Дело в том, что заявки на приобретение техники других, в том числе иностранных, предприятий не просто одобряются. Среди сообщений есть и такие, в которых прямо указывается на попытки давления «Росагролизинга» с целью навязать покупателям машины других производителей. Надо отметить, что скандалы с финансированием приобретения изделий некоторых предприятий иностранного происхождения возникали не единожды. Это далеко не единственный инцидент, когда на российские бюджетные деньги претендует иностранец.

Лобби: игра против своих

Известно, что до 2012 г. «Росагролизинг» охотно субсидировал покупку машин и оборудования иностранного производства. После разработки норм, согласно которым субсидироваться из бюджета могла только техника с локализацией производства на территории России не менее чем на 50 %, большинство западноевропейских и североамериканских компаний были лишены доступа к госфинансированию.

17 июня текущего года между Минпромторгом и компанией Claas был заключен контракт (СПИК). Claas обязуется вложить в развитие завода в Краснодаре 750 млн. руб. в течение 10 лет и к 2019 г. довести уровень локализации до нормируемого Постановлением Правительства РФ N 719 от 17 июля 2015 г.

Взамен, помимо пакета гарантированных государством льготных условий, предприятие получает возможность продавать свою технику с 25-30 % субсидированием согласно Постановлению 1432 из госбюджета уже в 2016 году. Как писал "Ъ", объем возвращенных средств может достичь 20 млрд. руб. «Все, к чему мы стремимся – это работать на равных условиях с другими ведущими производителями сельхозтехники» — отметил генеральный директор завода «Клаас» Ральф Бендиш. Несомненно.

Claas построил завод в Краснодарском крае в 2005 г. К моменту заключения контракта в него было вложено 150 млн. евро, компания поставила российским аграриям около 200 сельхозмашин и порядка 30 тыс. ед. комплектующих на экспорт. Уровень локализации комбайнов составляет на текущий момент порядка 35 %, по заверениям производителя.

Заметим, что в защиту упомянутого контракта его лоббисты приводили всего один аргумент: российские производители не успевают обеспечивать запросы аграриев в технике, т.е. существует дефицит предложения. Тем не менее, только за этот год продажи отечественных полноприводных тракторов выросли на 45,2 %, зерноуборочных комбайнов — в 2,1 раза. Т.е. речь идет не об отсутствии предложения. И РОСТСЕЛЬМАШ, и отдельные российские производители без каких-либо проблем могут увеличить объем производства — был бы спрос. Тем не менее, спрос, получается, формируется в условиях жесточайшего дефицита финансовых средств у аграриев.

И вот на этом фоне государственная компания АО «Росагролизинг» удивительным образом отклоняет заявки на льготное приобретение современных высокотехнологичных производительных и комфортных машин. Взамен же предлагает либо приобретать их по полной стоимости, либо на льготных условиях купить продукцию иных предприятий, включая иностранные. И кажется, делает все, чтобы доказать существование пресловутого дефицита предложения.

Заметим, что отказы начали поступать практически сразу после заключения пресловутого контракта. А после «Агросалона 2016» прием заявок на поставки техники РОСТСЕЛЬМАШ по Постановлению 1432 фактически полностью прекратился. К слову сказать, автору довелось присутствовать на «Агросалоне 2016» и сравнить, как общаются представители руководства РАЛ с представителями различных производителей.

Кстати, исполнительный директор по сбыту и маркетингу Claas г-н Людевиг в июне заявлял о намерении компании продать в России в этом году порядка 250 машин, а в 2017 г. — около 500. При этом пока результаты у немецкой компании довольно скромные, скажем так, перспектива исполнения заявленной цифры в 2017 году выглядит довольно смело. Видимо, эта уверенность на чем-то зиждется.

Деловая этика не в почете?

Как оказалось, отклонение заявок — не единственный камень преткновения.

АО «Росагролизинг» на конец октября 2016 г. задолжало КЗ РОСТСЕЛЬМАШ свыше существенную сумму средств. Срок по части задолженности составлял до недавнего времени более 8 месяцев. Т.е. в течение этого времени «Росагролизинг» не перечислял производителю денег за реализованную технику.

В итоге производитель был вынужден подать иск против лизинговой компании, и только после этого задолженность была в спешном порядке погашена. Непонятно, с какой целью РАЛ действует в подобном ключе, нагнетая поток негатива в и без того не безоблачные отношения.

В конце концов, имея на счетах деньги, можно погашать долг частями, не доводя дела до публичных претензий.

Выше мы описывали идеальную схему сотрудничества. Однако на практике «Росагролизинг» позволяет себе неординарные действия. Например, практикуется такая схема. Заявки одобрены, цены согласованы. И вдруг РАЛ требует от РОСТСЕЛЬМАШ дополнительных скидок на технику. Можно было бы предположить заботу о покупателях, однако им техника предлагается по упомянутым утвержденным ранее расценкам. Как это вписывается в одобренные

на государственном уровне условия сотрудничества, остается непонятным. Неизвестно и то, практикуется ли подобный подход в РАЛ по отношению к другим производителям агромашин.

Вместо послесловия

Любое государство заботится прежде всего о своих производителях. Практика предоставления субсидий на приобретение «своей» техники — общемировая. Есть государства, например, которые де-факто закрывают внутренний рынок для импорта, хотя де-юре он остается открыт. Развитые страны вкладывают немалые средства на продвижение своих производителей на внешние рынки.

Россия – что можем констатировать - касательно внутреннего рынка, лишь в 2012 г. были приняты более или менее приемлемые меры по защите российского сельхозмашиностроения, и лишь в 2014 г. субсидирование приобретения сельхозтехники вышло на ощутимый уровень. В результате за период с 2014 по декабрь 2016 г. объем закупок сельхозтехники в России возрос в среднем по всем сегментам рынка на 31 %, соответственно, существенно возросли налоговые отчисления, что говорит о правильно выбранном пути.

АО «Росагролизинг» — компания государственная. Ее первейшая задача — обеспечивать нормальные условия в соответствии с правительственными программами в первую очередь российским производителям. И когда в одночасье эта структура предпринимает шаги неоднозначного характера по отношению к отечественным предприятиям, выпускающим качественную и востребованную технику, возникает множество вопросов.

Остается лишь надеяться на то, что наши предположения о неком предубеждении РАЛ не имеют под собой оснований, и сложившееся положение вещей — досадное недоразумение, обусловленное наличием каких-то объективных факторов.

Россия
22.06.2016 - 15:29
: 162

Найти виновных и наказать. По всей строгости закона.

РФ
: Челябинская обл, Октябрьский район
30.01.2016 - 16:23
: 13

Похоже накрылся наш "Росагролизинг" медным тазом и накроется в скором будущем.