Предпринимательство, его становление и развитие, является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики современного российского государства. С предпринимательством государство связывает решение задач по обеспечению стабильности и созданию рациональной структуры экономики.
Предпринимательская деятельность способствует развитию конкуренции, повышению благосостояния нашей страны, решению проблем занятости и других социальных задач.
В постсоветской России предпринимательство получило юридическое урегулирование с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, которая в ст. 43 пункт 1 установила, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
Понятие предпринимательская деятельность дано в п. 1 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, часть I которого вступила в юридическую силу с 01.01.95 года. Предпринимательской является самостоятельная, на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
14 июня 1995 года был принят специальный Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[1]. С 1 января 2008 года предпринимательская деятельность в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[2].
К субъектам малого и среднего предпринимательства законом отнесены внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям:
1. Для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства;
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.
3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать определенные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах ФЗ № 209 от 24 июля 2007 года.
В Свердловской области 14 апреля 1997 года был принят областной закон № 20-ОЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Свердловской области»[3], определивший меры по экономической поддержке малых форм предпринимательских структур.
В соответствие с этим законодательным актом в области был создан Комитет по развитию малого предпринимательства и Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства. Указом Губернатора Свердловской области № 17-УГ от 23 января 2008 года[4] вышеназванный комитет преобразован в Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства.
4 февраля 2008 года принят областной закон № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области /Областная газета 05.02.08/, который отменил закон от 14.04.1997г. и установил в соответствии с нормами ФЗ № 209 от 24.07.07 порядок создания и функционирования малых и средних форм предпринимательства в Свердловской области. Настоящим областным законом определены полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства высших органов государственной власти, уполномоченных органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований координационных и (или) иных органов Свердловской области. Определены также формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области.
Таким образом, в Российской Федерации и в Свердловской области (с учетом ее полномочий и экономических возможностей) в настоящее время создана достаточная законодательная база для правового регулирования отношений в сфере малого и среднего предпринимательства.
Что касается развития малого и среднего предпринимательства в аграрной сфере, то здесь наряду с вышеперечисленными законами, юридическое регулирование осуществляется на основе нормативных актов аграрного законодательства.
Среди этих актов необходимо отметить федеральный закон № 264 от 29.12.06 «О развитии сельского хозяйства»[5], который определяет в целом аграрную политику современного российского государства и является головным интегрированным законодательным документом. На базе этого закона формируется вся система аграрного законодательства, в основе которой преобладают нормы о предпринимательстве.
Наряду с федеральным законом № 264 предпринимательство малых и средних форм хозяйствования в аграрной сфере регулируется федеральными законами «О сельскохозяйственной кооперации» № 193 ФЗ от 08.12.95[6] (с послед. изм. и доп.);
№ 74-ФЗ от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»[7];
№ 112 ФЗ от 7 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве»[8].
Исходя из этого и должна формироваться система малого и среднего аграрного предпринимательства.
Под системой мы понимаем организацию экономической деятельности малых и средних форм хозяйствования в аграрной сфере в кооперации с крупными комплексами холдингового типа и корпорациями на основе договоров, в том числе договоров контрактации, а также по самостоятельному, независимому ведению агробизнеса.
При планировании развития малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, на наш взгляд, необходимо брать за основу два основных показателя. Во-первых увеличение производства сельскохозяйственной продукции – сырья и продовольствия в каждом субъекте Российской Федерации и, в конечном счете, обеспечение продовольственной безопасности современного российского государства. И во-вторых, обеспечение доходности и повышение благосостояния сельских жителей выражающиеся в достижении уровня средней заработной платы существующего в промышленности.
Мировой опыт развития сельского хозяйства показывает, что наивысшие результаты по производительности труда возможно достичь лишь в крупных фирмах, где используются самые новейшие достижения в селекции сельскохозяйственных растений и животных. В таких организациях всегда самое современное оборудование и техника, а также инновационные технологии.
В принципе и российское аграрное производство сегодня ориентировано на формирование крупных холдинговых компаний во главе с организацией-инвестором.
Разница между российскими и зарубежными крупными компаниями в аграрной сфере заключается в том, что зарубежные агрофирмы работают в комплексе с большим количеством потребительских кооперативов, которые оказывают заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие, сбытовые и иные другие услуги для головной коммерческой организации. В комплексе с ними трудятся и малые формы хозяйствования, занимающиеся производственно-хозяйственной деятельностью на основе диверсификации экономики основного узко специализированного аграрного производства крупной структуры агробизнеса, или на условиях договора контрактации продукции.
В России же агрохолдинги и другие крупные агроформирования практически на сто процентов выполняют сами все производственные, обслуживающие и другие функции, что является не всегда экономически эффективно и выгодно.
В связи с этим в сельском хозяйстве Российской Федерации имеется реальные возможности развития малых и средних форм предпринимательства совместно с крупными агрохолднигами. Как указывалось выше, малое и среднее предпринимательство в аграрной сфере в большей степени связывается с сельскохозяйственными кооперативами, как производственными, так и потребительскими; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами; личными подсобными хозяйствами граждан. Но, на наш взгляд, в правовом положении этих субъектов сельскохозяйственной деятельности имеются определенные юридические вопросы, требующие законодательного урегулирования. Если крупные субъекты аграрного производства изначально являются коммерческими организациями и созданы для занятия предпринимательской деятельностью, то сельскохозяйственный потребительский кооператив, а тем более личное подсобное хозяйство – не коммерческие организации.
Так, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в соответствие со ст.4 закона «О сельскохозяйственной кооперации» по своему юридическому статусу не должны быть ориентированы на систематическое получение прибыли. Их цель – оказание услуг главной своей организации и на условиях гражданско-правовых договоров другим организациям и предприятиям аграрной сферы.
Как пишет профессор Белых В.С.[9] – предпринимательская и хозяйственная деятельность - это перекрещивающиеся понятия. Не всякая хозяйственная деятельность может считаться предпринимательской.
В соответствии с нормами федерального закона № 264 «О развитии сельского хозяйства» (статья 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы – перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные, садоводческие, огороднические, животноводческие признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями. Это дает им юридическое основание для занятия предпринимательской деятельностью, но извлечение прибыли не должно быть отражено в их Уставах.
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций может выполнять только вспомогательную функцию, т.е способствовать достижению уставных целей этих некоммерческих организаций.
Анализируя нормы закона «О сельскохозяйственной кооперации», мы обнаруживаем, что там нет ни одной нормы, регламентирующей именно предпринимательскую деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов. То есть налицо нестыковки между законами «О сельскохозяйственной кооперации», «О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации» и нормами Гражданского Кодекса РФ. Эту проблему необходимо решить на законодательном уровне, дабы исключить разночтения в указанных федеральных законах.
Крестьянское (фермерское) хозяйство в соответствии с нормами Гражданского Кодекса РФ (глава III) является разновидностью индивидуальной предпринимательской деятельности. В то же время, согласно федеральному закону от 11.06.03 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ как организация без образования юридического лица осуществляет совместную предпринимательскую деятельность всех членов хозяйства, а не индивидуальное предпринимательство его главы. Глава фермерского хозяйства не вправе вести самостоятельную предпринимательскую деятельность, осуществляемую от своего имени вне связи с интересами коллектива. Крестьянское (фермерское) хозяйство обязано вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций как индивидуальный предприниматель. Это особенно важно в случаях получения льгот по кредитованию, при заключении договора лизинга и других финансовых взаимоотношений с государственными органами исполнительной власти.
Как и в случае с сельскохозяйственным потребительским кооперативом у крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее время проявились проблемные вопросы. С одной стороны, по Гражданскому Кодексу РФ фермерские хозяйства относятся к индивидуальным предпринимателям. С другой стороны, по законам «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О развитии сельского хозяйства» и «О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации» к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями и сельскохозяйственными товаропроизводителями. По закону, фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином и (или) группой лиц, находящихся в родстве или свойстве. Очевидно, что надо определить правовой статус фермерского хозяйства, созданного одним человеком и группой лиц.
Это важно для того, чтобы в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации № 555 от 22 июля 2008 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» определить к какой категории относится конкретное фермерское хозяйство. Или это – микропредприятие, или малое предприятие или среднее предприятие.
За последние 2-3 года руководство аграрным сектором экономики страны и в субъектах Российской Федерации развитие отечественного сельского хозяйства связывает с активным вовлечением в сельскохозяйственную деятельность личных подсобных хозяйств граждан. Причины здесь понятны. Раз в ходе реформ и преобразований ликвидированы крупные хозяйства, и по этой причине произошел спад аграрного производства (по объему производства продовольствия страна отброшена на 40-50- лет назад), то на слуху должны быть хоть какие-нибудь сельскохозяйственные товаропроизводители. Хотя, объективности ради, привлечение внимания к личным подсобным хозяйствам и, особенно, их экономическая поддержка, будет способствовать повышению благосостояния сельских жителей и это имеет серьезное социальное значение. Но вернемся к юридическому статусу личного подсобного хозяйства. В соответствии с федеральным законом от 07.07.03 ст. 2, личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданином или гражданами и совместно проживающими с ним членами семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке (придомовом или полевом). Согласно статье 3 закона «О личном подсобном хозяйстве», регистрация ЛПХ не требуется.
Сказанное выше означает, что личное подсобное хозяйство по закону не может быть субъектом предпринимательства, ибо оно не отвечает нормам Гражданского Кодекса РФ (п.1 ст.2), так как не регистрируется в качестве предпринимательской структуры. Действительно, бабушка Мария или дед Степан, прожив 80 лет в своем доме полагали, что это их место жительства, среда обитания. Трудясь на своем придомовом участке, они обеспечивали себя и своих членов семьи овощами и другими продуктами питания. Но им и в голову не приходило, что они занимаются предпринимательской деятельностью и являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В другом случае работники агрохолдинга или иной крупной сельскохозяйственной организации, отработав добросовестно на производстве, во вторую смену и в выходные дни еще должны работать на своем ЛПХ. Но ведь никому не придет идея предлагать работнику завода взять на дом станок, чтобы во вторую смену поточить детали. После трудового дня заводской работник отдыхает. И только сельский житель почему-то обязан работать на износ, чтобы в статистических отчетах числились сотни тысяч субъектов сельскохозяйственной деятельности, создавая иллюзию эффективно развивающегося отечественного сельского хозяйства. Но у личного подсобного хозяйства есть действительно важная задача – вовлечь в активную трудовую деятельность трудоспособных жителей сельских населенных пунктов. В связи с ликвидацией аграрного производства, многие трудоспособные граждане не могут иметь работу и у них остаются три пути: или уезжать из родных мест, или работать где-то вахтовым методом, или заниматься производством сельскохозяйственной продукции на базе своего личного подсобного хозяйства.
Таким образом, налицо существует правовая проблема приведения законодательства о ЛПХ в соответствие с фактическим положением. По-видимому, для дедушек и бабушек, владельцев ЛПХ, государство должно создать достойные условия для жизнедеятельности и обеспечить качество их жизни.
Для тех же ЛПХ, владельцы которых решили заняться сельскохозяйственной деятельностью, надо определить их статус как аграрных предпринимателей в соответствии с существующим Гражданским Кодексом РФ.
И наконец, надо более четко определить грани между ЛПХ и фермерским хозяйством, так как в обоих случаях эти хозяйствующие структуры используют в качестве своих членов родственников или свойственников. Эти хозяйства семейно-трудового типа. Не решив законодательно юридический статус личного подсобного хозяйства, по-видимому, не правомерно говорить о предпринимательской структуре ЛПХ.
И еще одна мысль. Чтобы не придумывать новый статус личного подсобного хозяйства, может вернуться к теме организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Все мы помним какие организационные и экономические условия начали создавать в нашей стране после выхода закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года. Была утверждена Целевая программа развития КФХ, создана ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов. Фермеров обучали внутри страны и за рубежом. К сожалению, в этой работе не все было гладко и не все задачи удалось довести до логического завершения. В результате в настоящее время фермерство в стране постепенно хиреет и имеет устойчивую тенденцию к снижению численности КФХ. Между тем, крестьянские (фермерские) хозяйства являются самыми настоящими субъектами малого предпринимательства в сельском хозяйстве, и надо только серьезно подойти к реанимации фермерства в Российской Федерации на современном этапе экономического развития.
Если государство действительно кровно заинтересовано в обеспечении своей продовольственной безопасности и, в связи с этим, в развитии отечественного сельского хозяйства, то наряду с экономической поддержкой холдинговых компаний и других крупных субъектов аграрного производства, необходимо по-новому подойти и к развитию фермерства.
Предпринимательству как важнейшему фактору развития рыночной экономики альтернативы нет.
Но надо решить все имеющие правовые проблемы, чтобы создать полноценные условия и юридические гарантии для развития малого и среднего предпринимательства в аграрной сфере и в целом в Российской Федерации.
[1] СЗ РФ 1995 № 25 ст. 2343
[2] СЗ РФ 2007 № 31 ст. 4006; № 43 ст. 5084
[3] Областная газета 1997 от 22.04 № 59
[4] Областная газета от 05.02.08
[5] СЗ РФ 2007 №1
[6] СЗ РФ 1995 № 50/в ред. от 01.04.2008
[7] СЗ РФ 2003 № 24/в ред. от 04.12.2006
[8] СЗ РФ 2003 № 28
[9] Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. Изд. Проспект, М. 2005
Автор: Воронин Б.А.
д.ю.н. профессор
зав.кафедрой права
Уральской ГСХА