Министерство экономического развития Российской Федерации в своем письме от 7 октября 2009 года N Д23-3284 дало разъяснения по вопросу об отсутствии оснований для проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка в целях выдачи кадастрового паспорта земельного участка и осуществления государственной регистрации права собственности на указанный участок.
Если право собственности на земельный участок приобретается га основании Земельного кодекса Российской Федерации, «согласно которому предоставление земельных участков для строительства (ст. 30), для целей, не связанных со строительством (ст. 34), а также приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (ст. 36), осуществляется с предварительной разработкой схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий».
В документе отмечается, что при этом согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации «обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возложена на орган местного самоуправления».
Кроме этого, в письме сказано, что «особенности государственной регистрации права собственности граждан в упрощенном порядке на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, установлены ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации)».
Также, «в случае если гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, то вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
- свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
- один из документов, предусмотренных п. 2 ст. 25.2 Закона о регистрации и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Обязательным приложением к указанным документам является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.
При этом государственная регистрация права собственности гражданина на указанные земельные участки осуществляется также в случае, если:
- сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном для государственной регистрации документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка;
- кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе отсутствуют сведения о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении».
Помимо этого «в соответствии с ч. 11 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о кадастре, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости».
Таким образом, в письме сказано, что «кадастровый паспорт земельного участка может быть выдан и государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок может быть осуществлена без проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка».