Вы здесь

Голубеводство: загадочное королевство Камбоджа

Перейти к полной версии/Вернуться

Аннотация

Г. Гончаров в очерке "Голубеводство: загадочное Королевство Камбоджа" описывает развитие голубеводства в стране. Характеризует причины современного состояния отрасли. Использует народные сказания и легенды о стремлении человека улучшить  развитие. Есть список использованных источников.

Abstract

G. Goncharov in the essay "Pigeon Breeding: The Mysterious Kingdom of Cambodia" describes the development of pigeon breeding in the country. Characterizes the reasons for the current state of the branch. Uses folk tales and legends about the desire of man to improve development. There is a list of sources used.

Abstrakts

G. Gončarovs esejā “Baložu audzēšana: Noslēpumainā Kambodžas karaliste” apraksta baložu audzēšanas attīstību saimnicibā. Raksturo nozares pašreizējā stāvokļa cēloņus. Izmanto tautas pasakas un leģendas par cilvēka vēlmi uzlabot attīstību. Ir izmantoto avotu saraksts.

   План

  1. Острый вопрос голубеводов.
  2. Среда развития отрасли.
  3. Традиция  общения с природой.
  4. Когда появилось голубеводство?
  5. Рисковый ученый-монах и фестивали воздушных змеев.
  6. Состояние интереса.

    Справка

    "Воздушный змей летит выше, когда  ветер дует".

Кхмерская пословица

1. Острый вопрос голубеводов.

Туристы, впервые оказавшись в Камбодже (проехав пол страны), раззадориваются вопросом: почему в Пномпене (у ярко-золотистого, помпезного Королевского дворца), множество пернатых (зато в местечках, голубей не видно "днем с огнем")?

2. Среда развития отрасли.     

Обозначим условия голубеводства в Камбодже. 

Во-первых, страна славится природным многообразием, изобилием невиданных животных. В джунглях масса диковинок. Только голубей изумительных  расцветок (зеленые, голубые, розовые) 10 сортов. "Затмевают" своей яркостью скромных сизарей. Родоначальники декоративных домашних голубей (Columba Livia, - Колумба Ливиа) на этом фоне не производит впечатления!

Яркие голуби джунглей, напротив, пользуются спросом. На них реально охотятся. Вот запись полицейской хроники Камбоджи: "Начальник патрульной полиции, инспекторы и активисты (комунна Сре Чхук, провинция Мандолькири), 10  мая с.г., изъяли у браконьеров более сотни зеленых голубей (сорт Помпадур). Живые голуби в клетках (116 шт.) и мертвые голуби (25 штук). Птицы возвращены в дикую природу Заповедника Кей Сейма (погибшие пернатые преданы огню). Среди брошенных улик: антимоскитные сети. Вероятные похитители группа профессионалов. Преступников ищут для задержания и передачи дела в суд." Получается, что "сизарей" охотники-нелегалы пропускают мимо. Их не продашь.

Во-вторых, образ жизни населения и традиции (как у многих народов) - использовать то, что в природе "ближе лежит" и проще взять. Это обитатели морской среды (и заболоченной почвы): водоросли, моллюски, разные виды рыб. Удобно добывать пропитание. Население (сельские жители) трудится на полях: снимают до 3 урожаев риса в год, разводят животных. Недосуг отвлекаться.

В-третьих, экономика, после 20-летнего  периода  конфликтов, войн  (в т.ч. 1975-79 гг.), с трудом восстанавливается.

Наверняка есть и другие особенности, но это дело специалистов.

3. Традиция   общения с природой.

Население Камбоджи чрезвычайно зависит от природно-климатических условий. Направление ветров кардинально меняется дважды в год (муссонный климат). Откуда ветер подует, таковыми и будут условия роста урожая, уборки. Важна связь с небесами (общение). Чтобы жизнь облегчилась, надо задобрить свод, тогда и ветер выберет лучшее направление. Древние ритуалы связаны с одушевлением солнца, луны, ветров, почитанием предков (анемизм). Современная религия страны - буддизм.

Есть яркая традиция: выпуск мелких птиц. Человек, освобождая птаху из клетки, шепчет ей просьбу. Пусть передаст небу. В детских книжках рассказы о запуске пернатых. Вот нежное поверье:

 "восьмилетняя малышка Панья, жила в большой семье, в Пномпене. Однажды утром, пока все спали, выскользнула из дома и оказалась в старом городе. У Паньи было триста риэлей, что  заработала, на продаже цветов. Возле храма старушка продавала мелких птах. Панья, выбрала птичку и загадала желание. Освобожденная птаха взлетела, но сразу вернулась в привычную клетку. Панья поняла, что желание не сбудутся. Вернулась домой и рассказала брату Серею о неудаче. Вместе накопили деньги. Через неделю, Панья снова была возле старухи. Увидела, что в клетке есть новенькая птичка и купила ее. Сердце дрожащей  птахи билось, как барабан. Панья загадала желание для семьи (вкусную курицу, одежду), работу отцу (пусть водит такси), занятость брату и сестре. И себе учебу в школе и в университете! Освобожденная птичка устремилась к солнцу." Теперь надо работать над выполнением желаний.

Голубей кхмеры для таких целей используют реже. Тайцы (соседи) называют такой обычай "краче" (см. "Голубедром Бангкока: Международные соревнования спортивных голубей в Таиланде (декабрь, 2012 года)").    

 4. Когда появилось  голубеводство?

Предположительно, у древних  кхмеров, голуби появились не сразу. Привезены в Камбоджу из других культур. Вероятно, пришли  с Индийской цивилизацией. "Вспыхнули" с религией индусов, примерно в середине первого тысячелетия нашей эры. Или привезены торговцами из Китая, в 13 веке, а может быть из Франции, в середине 19 века, вместе с булками- багетами. Взамен кхмеры научили французов употреблять диковинное лакомство - лягушек? Голубеводство Камбоджи могло обогатиться традициями Англии (после восстановления дипломатических отношений в пятидесятых годах двадцатого века).

А может участвовали россияне?

Обратимся к молодым монахам-буддистам. По их мнению, отношение к птицам (тем более, к голубям), в религии Камбоджи не рассматривается, как уникальное явление. Голуби - обычные животные. Их накормят (если есть необходимость), или позаботятся по-иному, обеспечат условиями проживания. Может быть, молодые монахи в силу возраста, незнакомы со старинными обычаями? Или голубеводство (отнесенное к "заморским"  традициям), уничтожили (как фестивали воздушных змеев и чужих языков) в 1975-79 годах?  

Зайдем в  библиотеку. Национальная библиотека Камбоджи тоже пострадала в полпотовский период. Уничтожено, примерно, восемьдесят процентов  библиотечных фондов. Но кое-что (пятая часть) сохранилось. 

Есть несколько словарей Кхмерско-русского языка (20.000 слов). Составители, вероятно, брали народные слова и выражения. Подбирали соответствия на русском. В словаре отсутствуют термины "голубь", "горлица". Может быть, эти слова в Камбодже не являются автохтонными (родными)? Зато в полных словарях французского, английского языка (с современными кхмерскими эквивалентами), есть слова голубь, голубка, голуби. Возможно, для французской, английской речи подбирались эквиваленты кхмерского языка.

Обычаи, традиции, хранятся в общественной памяти, образуют, как бы "генокод народа". В альбомах, энциклопедиях, есть национальные узоры и орнаменты, пейзажи, сценки (на одежде, коврах, глиняных и других изделиях), выполненные кхмерскими мастерами. 

В  камбоджийских орнаментах встречаются множество изображений растений, животных. Это обитатели водной среды: рыбы,пресмыкающиеся, леопарды и другие хищники; животные-помощники: лошади, быки, буйволы, слоны. Ящерицы, тянущиеся вверх. Из птиц,- несравненый красавец фазан. Есть сказочные существа (помесь петухов, кур с животными, ящерами).

Изображения других птиц (или взаимодействие с ними, использование в верованиях, в  хозяйстве), отсутствуют. Сценки общения с пернатыми  в орнаментах не встречается. В рисунках и изделиях гончарного и других видов промысла нет посыла к нежным  птицам. Беглый обзор позволяет заключить, что голубеводство Камбоджи - это заимствованный, понравившийся в хозяйстве элемент. Как еще разговаривают с небосклоном? 

Популярнейшая форма общения с небесами - запуск  воздушных змеев, фестивали с ними. Обычай (почти утраченный в военные годы), возрождается. Король (и приближенные) участвуют, становятся ближе. Ночуют на воде (в плавающих хижинах). Когда монарх занят, поручает (от своего лица) действовать доверителям. По легенде, змеев, с каркасом из бамбука, покрытого тонкой материей (или бумагой, из Китая), изобрели сами кхмеры. 

5. Рисковый  ученый-монах и фестивали воздушных змеев.

Жил-был монах-ученый. Звали его Тмен Цей. Кхмерский король прогнал его. Монах обретался в Китае, а чтоб выжить, продавал кхмерскую лапшу. Вкус и запах кушанья были исключительные. Все хвалили.

Узнал об этом китайский император. Через слуг захотел попробовать. Ученый ответил, что угостит, но по правилам. Пусть император разведет руки в стороны и откроет рот. А монах его с ладони попотчует. Император согласился.

Монах кормит властителя и обмолвился: "У Китайского императора лицо, как гром. А у Кхмерского короля личико, как луна, до́бро улыбается. Император разгневался, бросил келейника в тюрьму. Монах знает: плакать нельзя. Надо двигаться.

Собрал духовник грязи, мочи, слюны для гончарных дел. Лепит красивые фигурки. Тюремщикам понравилось. Они изделия продали, а взамен  (затворник попросил) принесли бамбук, ткань. Соорудил монах воздушного змея с музыкальными струнами. Ночью из окна камеры запустил  полетать.

Император ночью проснулся, от мелодии. Собрал советников и говорит: кто-то жалобно плачет в небе, не уснуть. Ему отвечают:  "Дурное предзнаменование. Будет небо стонать, пока кхмер в тюрьме". Король, посоветовался с учеными, пригласил подвижника из заточения. Направил с ним 100 китайцев (с караваном сокровищ). Жить-то хочется спокойно. Теперь в Камбодже есть китайцы, а в Китае,- воздушные змеи. Поверье рекомендуют школьникам.

Что в легенде? Одна идея - о находчивости монаха вернуться домой, используя навыки и небо. Другая - о мудрости императора,- принести себе и близким  покой путем благости соседям (пока слушают), обретение китайскими посланниками  зарубежного опыта (и территории активности). Наверняка, найдутся и другие суждения.

С тех пор сложились соревнования, шествия,  фестивали  воздушных змеев с духовенством, на праздники. Сегодня есть 27 разновидностей  воздушных аппаратов, размером от "карманных" (индийских) до 4-метровых, громко поющих в воздухе гигантов. У каждой провинции именная конструкция змея. 

Фестивальные змеи помогают устроить семейную жизнь, привести жениха. Девушки "на выданье" молятся небу. Пусть оно направит к ним воздушного змея (по имени Клен Понхеунг) с пассажиром- храбрецом. Ему повезет и он опустится на крышу дома потенциальной невесты. Женщины считают: "Глупыш на воздушном змее не прилетит. Воздушных змеев  применяют умные мужчины". Бывало, что устройство с пассажиром, опускалось на крышу случайного дома. Событие завершалось свадьбой. Но, если вдруг змей просто рухнет на дом,- возможен скандал. На эту  тему есть немало сказаний. Иногда устраивают небесные сражения воздушных змеев (кто кого?).

В кхмерском фольклоре змей всегда был символом. Есть музыкальные змеи для приглашений, праздников, мира, свободы, счастья, начала и окончания сезонов. Это все особый язык общения.

6.  Состояние интереса.

Сегодня в Камбодже есть Ассоциация голубеводов мясных и декоративных пород, отдельные голубеводы-хозяйственники. Крупнейшее общество, специализируется на выращивании голубей мясных пород (Cambodia Pigeon Association, есть сайт в  социальной сети). Участники равзводят и голубей разных сортов и кур, уток, гусей, кроликов. Иногда проводят голубиные тренировки. 

Развивается  интерес к декоративному голубеводству. Господин Хач Чан (ហាច ចាន់,-на кхмерском языке; Hach Chan,- на английском) из района Кью Сима, провинции Кири, владеет 400 фермами (секциями, вольерами) выращивания голубей. С 2016 года разводитет птиц на продажу. Прежде вырастил 3 пары мясных голубей, получил потомство. Через пол-года убедился: есть спрос. В 2020 году,  вскормил и реализовал птиц на 50.000 долларов. Сейчас, кроме мясных сортов, имеет более 200 пород голубей (из США, Нидерландов, Бангладеш, Вьетнама). По  мнению энтузиаста,  декоративные голуби нуждаются в тщательном соблюдении санитарных норм. Оперение должно быть идеально чистым. Хозяйственные породы  голубей украшают дома, усадьбы. В моде сегодня птицы с яркой  окраской (белоснежные пером с "мраморными" прожилками). Цена  пары до 2.500 долларов. Хотелось предложить хозяину голубей латвийских, российских, белорусских  пород, но не сложилось (см.:"Голубеводство: Рижские турманы,- какие они?").

Голубеводы Камбоджи любят декоративных птиц. Отражением этого является множество разных голубей на площади Королевского дворца. На  набережной реки Тонлесап, других значимых местах. Спортивные, почтовые голуби в Камбодже, Пномпене, не встречались.

Птицы на городских площадях (в том числе голуби), используются для услаждения туристов. Для привлечения новых гостей, стремящихся к необычному, новому, динамичному. Приезжие фотографируются с волшебными птицами. Голубей разводят (позволяют быть синантропными) в основном, в городах. На голубях население пытается заработать, предложить туристам птичье лакомство, монетизировать отрасль. Все до предела прагматично.

Вывод: Сегодня, голубеводство Кампбоджи, находится в  начале пути, прерванного во времена гражданской войны, суровых испытаний националистами 1975-1979 годов. Как показывает опыт немногих местных энтузиастов, голубеводство сплачивает людей (на ментальном, добром уровне), имеет благоприятные шансы. 

Предположение: голубеводство и степень его развития, можно считать приблизительным "Индикатором (показателем) успешности динамики хозяйства страны".

Перспективы? Сегодня правительство Камбоджи прилагает массу усилий для устранения социального неравенства в стране. Использует зарубежный опыт, фонды и поддержку. Есть намерение попытаться сгладить беспокойные различия с помощью новых технологий, искусственного интеллекта. На первых порах, широко внедрять видеосистемы (помогут мониторить исполнение координационных решений). Важна подготовка квалифицированных кадров. 

СПРАВКА

Камбоджа находится в юго-восточной Азии, климат тропический (формируется  муссоннами). Летом ветра дуют с океана на сушу (несут влагу), зимой - со стороны континента (иссушают почву).

Сезонов два: дождливый (июнь-октябрь, температура не ниже +10 градусов), сухой (ноябрь-май, температура не выше +38 градусов). Влажно. Разница во времени с Европейскими странами, Россией 3-4 часа.

Территория  напоминает многоугольник (котловин) площадью более 180 тысяч кв.км. По периметру горы, холмы, высокие плато. На юге  возвышенности Кардамоновых гор плавно опускаются (к Сиамскому заливу). Условно выделяются пять регионов: Кардамоновы горы, холмистый регион, центральная равнина, северное нагорье и плато. Границы: на Севере с Таиландом и Лаосом, на Востоке с Вьетнамом и Сиамским заливом, на Западе с Таиландом. Сухопутные границы 2500 км.

Центральные равнины плодородны (особенно у озера Тонлесап). Река Меконг (объединяет страны Индостана) имеет несколько устьев. Много водостоков, болотистых угодий. Горы Кравань и Дангрэк это водоразделы. Интересный водосток в озеро Тонлесап (в переводе значит "Большая свежая вода"): в сезон дождей река Тонлесап (из озера Меконг) поворачивают вспять. Площадь болот многократно увеличивается. 

Полезные ископаемые: медь, золото, уголь, бокситы. Добыча (и обработка) драгоценных камней.

Население (в 2024 году) почти 18 млн. человек (более 30 процентов молодежь до 15 лет). Более 80 процентов - кхмеры. Много национальных меньшинств: тямы, китайцы, вьеты, горные кхмеры (более 20 национальностей с языковыми различиями). Средняя продолжительность жизни 63 года (у женщин выше). Грамотных 77,4 процента.

Аграрная страна с быстрорастущей экономикой. Основные отрасли - сельское хозяйство (рис, кукуруза, каучук, ловля и переработка рыбы, морепродуктов). Есть лесозаготовка (тик, сандаловое, черное и красное дерево экспортируются). Промышленность обрабатывающая (сельхозсырье, рыба, древесина, цемент, сигареты, мыло). На подъеме текстильная и швейная промышленность (производство редких элегантных тканей, брендовая одежда на экспорт).Перспективнейшее направление - иностранный туризм, изучение всемирного наследия.

В стране водятся 212 видов млекопитающих, 536 видов птиц, 240 видов рептилий и 850 видов пресноводных рыб. Множество насекомых: сверчки, скорпионы, тараканы, черви, тарантулы, и другие. Хотя их называют "пища голода", но это дешевый и обильный источник белков, полезных элементов. Насекомых готовят в пищу (предлагают на рынках, в ресторанах). Туристам нравятся экзотические кушанья.

Исторические даты

Народная Республика Камбоджа (до 11 января 1979 г.,-  Кампучия) -  сокровищница древней истории. Здесь "переворачиваются" представления новичка о цивилизациях. Храмовый комплекс Ангкор Ват (недалеко от Сием Рипа,-Siem Reap) поражает воображение. Найдите мужество также узнать о музее пыток в Пномпене (Phnom Penh). Посетите его.

Современная Камбоджа расположена на территори многих древних государств (Вьтнам, Лаос). 40-12 тысяч лет д.н.э. (эпоха верхнего палеолита)  возникли первые поселения. В 14 тысячелетии д.н.э. - Хоабиньская культура. В 5 тысячелетии  д.н.э. - крупные земледельческие поселения (этнически близкие горным кхмерам). 4-3  тысячелетие д.н.э.-  выплавляют медь, бронзу. Используют гончарный круг. Есть ткачество. К 1 веку  н.э. появились торговые отношения с Индией. Индия повлияла на становление ранних государств Камбоджи. Принесла верования "Тримурти"(триединое божество - Брахма, Вишну, Шива). Элемент Тримурти - Бог Вишну (хранитель). 1-5 века н.э., возникло первое государство в истории Камбоджи - Монархия Бапном (дельта реки Меконг). 

IX-XIII века (802-1431гг.н.э.) - формирование и расцвет феодального государства - Ангкорская империя (королевство),- крупнейшее государство Индокитайского п-ова. Столица Яшодхарапуры, где сооружены всемирно известные храмы Ангкор Ват (Ангокор - город, Ват - храмы) и др. Ангкор Ват (посвящен божеству Вишну). Ныне это восьмое чудо света (под охраной ЮНЕСКО). В 1989 году признано, перерождение божества Вишну (из Тримурти) в Будду. Буддизм стал государственной религией Камбоджи. Изображение храма Ангкор Ват на государственном флаге и деньгах (риэлях) Камбоджи.

ХIII век - в Камбодже (Ангкор) появились китайские торговцы.

К  XVI в. (1431-1863гг) империя кхмеров угасает. Конкурент - Аютия (Тайское государство). Остается территория, где живут только кхмеры. В 1863 - 1954 гг. Король Кампучии (Нородом) заключает договор о протекторате с Францией. 1866 г. - столица перенесена в г. Пномпень. В 1953 г. французские войска  выведены из страны (Кампучия в системе  неоколониализма).С 1955 г. Кампучия член ООН.

1960-е годы - рост хозяйства, формирование классового общества (обострение противоречий). В 1970 - 1975 годы - госпереворот (правительство Лон Нола). 1975-1979 годы - у власти Пол Пот - Иенг Сари - режим "красных кхмеров". Агрессивный национализм с гибелью населения (от 1,5 до 3 млн. чел.) "освобождал" страну от "привнесенной" культуры, языков, иностранцев. 1979 год - революция (национально-освободительная). Помощь Вьетнама, России, прогрессивных сил. Борьба продолжалась до 2000 годов. Преступников осуждают. Некоторых простили, интегрировали в гражданскую жизнь.

Национальным достоянием явлются курорты и пляжи Камбоджи (частично модернизированные с французских времен). Изумительная природа добавляется красотой парков, заповедников. Популярен экологический туризм, дайвинг, комплексы исторических памятников, прежде всего, Ангкор Вад. Огромное озеро Тонлесап.

Ныне появилась перспектива строительства новой жизни. В Камбодже активно реализуются  программы экономического развития, преодоления  социального неравенства (важны поликлиники, школы). Используются новые технологии, искусственный интеллект. Потребность в развитой системе образования, высококвалифицированных кадрах.

Пномпень (более 2 млн человек) - столица, расположенная в месте слияния рек (Меконг и Тонлесап). В центр города из аэропорта ведет шоссе Русский бульвар. Есть Русский рынок.

Не хотите взглянуть?

Источники

  1. Аллам Мд Шамшер Экологический факультет Российского унив. Дружбы народов.- Экосоциальные  проблемы - республики  Бангладеш,- М.: (с.90-94).
  2. Гончаров Г. Голубиная симфония. Латвийские  голуби  (на латышском языке),  Рига: Литературное братство ,-2015 (с иллюстрациями).
  3. Гончаров Г.А. Сколько стоит голубь? Путешествие с пернатыми спортсменами,-М.:Перо,-2019,с.225.
  4. Гончаров Г.А. Голубиный вернисаж,-М.:Перо,-2019, -226 стр.
  5. Диопик Д.В. Сказки народов Вьетнама.-Наука,-Главная редакция Восточной литературы,-М.:1970.
  6. Горгониев Ю. А. Кхмерско-русский словарь (ок. 20 тыс. слов ): "Русский язык", 1975, - 952с.
  7. Гричан Елизавета, Загадочная Камбоджа, "Автор", - 2022.
  8. Марченко Е.А. Традиционные основы вьетнамского общества в современных условиях.-Институт стран Азии и Африки МГУ.-Вып:Том 1,N1 (2011),c.90-107.
  9. Маслов А.А.Китай без вранья,-М.:Ринол-классик,2020Ю-367 стр.
  10. Некрасов В.И. Биономика,-эволюция развивающейся экосистемы:оценка организационного взаимодействия и развития,-Человек-общество-… среда.Сб.ч.3.-Екатеринбург:УрО РАН,2001.-с.29-36.
  11. Сопина Н.А.Биономика как активное направление в экономической науке.,-ФГАО УВО «Белгородский  государственный национальный  исследовательский университет,-https://core.ac.uk-pdf.
  12. Флор И.«Биономика: анализ на основе биоэкономических аналогий»,-И.М.Флор.-Челябинск:Фрегат,2005,-384 с..
  13. Харлашин В.И. Голуби России, - подарок на всю жизнь, - 2008. -500 стр.( с иллюстрациями).
  14. Шегалов В. Мои дороги:Камбоджа,- Литрес, 2018.
  15. Липп Ф. Птицы в клетках Пномпеня /Иллюстрации  Кейко Хенке, Кэтрин Кимна, Панха и Мэй,- Камбоджа,-"3D Graphics Publishing", 2015( на кхмерском языке).
  16. Wendell  M.  Levi  Encyclopedia of Pigeon Breeds,-New Jersey,1965.-531p
  17. Mekong River Basin Diagnostic Study:Final Report.- Mekong River Comission, Bangkok-Nfiland,-May,1997
  18. Sim Sarak and Cheang Yarin "Khmer Kites",-An explorer Long Established Kite: Flying tradition in Cambodia, -Ministry of Culture and Fine Arts Kingdom of Cambodia, 2003, - 60 p.
  19. Kabir A.,Trevor J .Hawkeswood «Breeding barriers in amateur pigeon breeding.» (Селекционные барьеры в любительском голубеводстве»).-Saidpur Cantonment Public College.
  20. Ashraful Kabir Line of thinking on the numeral of fancy pigeons,-University of Sindh Jornal of Animal Sciences.-31.03.2023.
  21. Rumans P. Latvijas balozi,- Riga, Zinatne, 1977,-210 lpp.
  22. Материалы Интернет 
Файлы: