Увеличение производства молока и говядины за счет повышения уровня продуктивности скота является основной задачей отечественного и мирового животноводства. Экономическая стабильность и доходность животноводческого предприятия данного направления, главным образом, зависят именно от этого. Однако показатели продуктивности крупного рогатого скота в высокой степени зависят от того, каким образом расставлены приоритеты в производственных процессах хозяйства.
Дело в том, что современное производство продукции в скотоводстве уже давно разительно отличается от привычного для многих «колхозного» понятия «ферма», «коровник», «доильный аппарат» и прочее. На самом деле ферма – это уже не просто огражденная забором территория с дешёвым оборудованием низкого качества и животными со средней и низкой продуктивностью, а весьма дорогой и высокотехнологичный объект. Сегодня здесь используют передовые конструктивные разработки и достижения мировой генетики, а коров зачастую доят роботы. В таких условиях успех развития предприятия очень сильно зависит от верно выбранной стратегии развития и правильно выстроенных приоритетов.
Стратегии молочного бизнеса
Молочный бизнес в мире сегодня, в основном, опирается на западную систему «максимальной продуктивности». Эта система ориентируется на использование коров, от которых можно получить за год более 10-12 тыс. кг молока. Средние суточные удои здесь составляют 30-40 кг. При этом, высокая продуктивность сопровождается недостаточной адаптационной способностью и минимальной устойчивостью к агрессивным факторам внешней среды. Известен тот факт, что для формирования 1 литра молока через молочную железу коровы должно пройти 500 литров крови. Можно себе представить, какую нагрузку на организм испытывают такие коровы! В результате они редко живут больше двух лактаций (около четырех лет) и затем выбывают из стада по разным причинам (в основном, ветеринарного характера).
Производителю молока приходится выбирать – или получить за короткий период времени максимальный объем продукции и потерять животных, или же сделать акцент на «оптимальной молочной продуктивности».
Такую систему в последние годы отечественные ученые предлагают в качестве альтернативы западному максимальному аналогу. Приоритетом здесь является бережная эксплуатация высокопродуктивных коров, при которой от них не требуют сверхвысоких удоев, а ограничиваются суточными удоями молока на уровне 20-25 кг. Надой за 305 дней лактации при этом всего составляет 6 000-7 000 килограмм, но общий надой за всю жизнь оказывается на 20-25 % больше, потому что животное живет не 1,5-2, а 5-6 лактаций.
Это становится возможным хотя бы потому, что применяется «физиологичное» кормление натуральными кормами без энергетических добавок в рационе (пропиленгликоль, защищенные оболочками жиры и т. д.), имеющих химическое происхождение и вносящих серьезные сомнения в экологическую чистоту получаемой продукции.
В результате корова живет дольше, молоко она дает качественнее, а технологические требования к доильному оборудованию и конструктивным элементам помещений для содержания скота можно уменьшить. Это обеспечивает весьма желанную экономию, особенно в условиях аграрного производства в Российской Федерации и странах СНГ.
Стратегии производства говядины
Во всем мире считают, что производить говядину необходимо только от скота специализированных мясных пород, которые разделяют на две большие группы. Первая – мелкие и средние породы британского происхождения, среди которых сегодня наиболее известны абердин-ангусская и герефордская. Вторая – крупные франко-итальянские породы (лимузинская, кианская, симментальская).
В данном направлении мировые приоритеты, в принципе, известны давно. В том случае, когда хотят получить мраморное (с жировыми прослойками) мясо, используют британские породы. Для получения постной говядины откармливают до живой массы 650-700 кг бычков франко-итальянских пород. Среди них мировым лидером по массе является кианская порода, у которой масса взрослых быков достигает 1,4-1,5 т, а масса коров иногда доходит до 800-850 кг!
Тем не менее, удельный вес качественной говядины, получаемой от мясных пород в странах СНГ и в России, вряд ли достигает более 10-15 %. Всю остальную говядину здесь производят в молочном скотоводстве, выращивая сверхремонтное поголовье скота молочных пород. Данные животные не отличаются высокой интенсивностью роста, а приросты их живой массы редко превышают 600-700 г в сутки. Качество мяса здесь также не отличается высокими показателями, потому что бычки молочных пород генетически не способны откладывать жир между мышечными волокнами. Вместо этого они накапливают внутренний жир, особой ценности не имеющий.
Вот и приходится в отечественном производстве говядины определять собственные стратегии. Или производить дорогую и качественную говядину по технологии специализированного мясного скотоводства, где себестоимость производственного процесса окупается только мясом. Или сконцентрироваться на молочном скотоводстве и производить мясо существенно дешевле. При этом, так как основной продукцией является молоко, мясо несравнимо уступает в качестве.
В принципе, существует еще и третья альтернатива – интенсифицировать процесс выращивания бычков до живой массы 500-550 кг в возрасте 17-18 месяцев, и за счет этого получать мясо среднего качества, но дешевое и достаточно вкусное.
Как расставить приоритеты в производственных процессах скотоводства?
Наряду с представленными выше принципиальными стратегиями организации системы производства молока и говядины, не менее значимым является выбор внутренних функциональных приоритетов. Определять внутренние приоритеты необходимо с учетом широкого разнообразия климатических и экономических условий на постсоветском пространстве.
В классической и современной зоотехнической науке является аксиомой тот факт, что главным производственным процессом, определяющим эффективность работы с животными, всегда является система кормления. Специалисты считают, что если при правильной системе кормления (например, красной степной породы) от коровы можно получить 3-3,5 тыс. кг молока за 305 дней лактации.
Однако больше надоить трудно – теперь уже необходимо улучшать генетику животного путем введения крови скота с более высоким уровнем молочной продуктивности. После этого необходимо заняться селекцией – убрать животных с пороками, выбрать лучших и наиболее перспективных в отношении продуктивности коров, а также учесть при этом их воспроизводительные способности. Таким образом удой коров можно увеличить до 5-6 тыс. кг молока за лактацию.
Далее в список факторов влияющих на повышение производительности включаются условия содержания. Без их улучшения желаемое увеличение удоя до 8-10 тыс. кг молока и более является невозможным. Важно не только просто соблюдать нормы и требования к параметрам микроклимата помещений и конструктивным элементам зданий и конструкций коровников, но и постоянно их совершенствовать и ставить более амбициозные требования и стандарты.
Кормление – основной производственный приоритет
Необходимо отметить, что существенное увеличение продуктивности сельскохозяйственных животных на протяжении 17-19 веков во всем мире было фактически невозможным, поскольку полностью не был изучен химический состав кормов. В этот период еще не были разработаны методики определения содержания в них обменной энергии, сырого протеина, жиров и углеводов, минеральных элементов и биологически активных веществ. Первый комплекс таких методик был сформирован лишь в 1860 году Геннебергом и Штоманом. Только затем начались работы по определению питательности кормов и рационов, которые продолжаются и сейчас.
Важным является факт, что переход от обобщенной системы нормирования кормления коров к факториальной системе нормирования позволил в начале XXI века сделать огромный рывок вперед по молочной продуктивности скота. Внедрение в зоотехническую практику более детальной и точной системы факториального нормирования создало реальные предпосылки для повышения удоев на 30-40 %. Показатели молочной продуктивности коров на уровне 8-10 тыс. кг молока за лактацию и более стали уже не рекордными, а вполне рядовыми.
Большой вклад в увеличение молочной и мясной продуктивности крупного рогатого скота также был сделан при разработке новых методик определения содержания клетчатки в кормах и рационах. Разделение клетчатки основных видов кормов на нейтрально-детергентную и кислотно-детергентную фракции основано на имитации ее естественной переработки в рубце с использованием нейтральных растворителей. В результате удалось исключить довольно грубые ошибки в определении питательной ценности структурных углеводов и безазотистых экстрактивных веществ объемистых кормов. Учитывая, что именно данная группа кормов является основной в скотоводстве, прогресс в этом отношении не подвергается сомнению.
Использование новых данных и знаний о переработке в рубце жвачных сырого протеина, который в последние десятилетия разделили на расщепляемый и нерасщепляемый в рубце, позволило усовершенствовать систему кормления скота и заметно уменьшить экологическую нагрузку на окружающую среду.
Генетика и селекция – важные приоритеты в современном скотоводстве
Без хорошей генетики животных и высокого уровня селекционной работы достижения в кормлении бесполезны. Дело в том, что наука о кормлении сегодня позволяет организовать максимально высокий уровень трансформации животными питательных веществ кормов рационов в продукцию. Но для того, чтобы обеспечить получение большого количества молока и мяса, необходимы еще и увеличенные физиологические (анатомические) возможности крупного рогатого скота.
В настоящее время лучшим генотипом молочного скота в мире является голштинская порода, сформированная в прошлом веке в США. Практически все высокопродуктивное молочное скотоводство сейчас использует эту породу или же получает помесей на ее основе. Но для сохранения положительных черт голштинов обязательным элементом должна быть племенная работа, ведение которой осуществляется на основе зоотехнического учета.
Максимальная продуктивность скота возможна только при хороших условиях содержания
Приоритет организации высокого уровня содержания скота в современном аграрном бизнесе также безусловен. Отличительной особенностью здесь сегодня является высокая стоимость поголовья и кормов. С другой стороны, любое отклонение от нормы параметров содержания животных ведет к ухудшению состояния их здоровья с угрозой последующего выбытия из стада. Кроме того, резко снижается эффективность использования кормов и уровень трансформации их обменной энергии, а также протеина в молоко и мясо. Животное вынуждено компенсировать негативное влияние стресса от неблагоприятных условий внешней среды именно за счет энергии, питательных и биологически активных веществ кормов.
Без ветеринарного обслуживания остальные процессы в скотоводстве теряют смысл
Для того чтобы выкормить теленка в естественной природе корове вполне достаточно 700-800 кг молока. В условиях новых промышленных технологий от животного требуется увеличения удоя в 10-15 раз, что наносит огромный ущерб состоянию здоровья животного вследствие чрезмерной интенсивности обменных процессов в его организме. Как результат, иммунная система скота, без внешней поддержки и защиты со стороны ветеринарной службы (наряду с правильным кормлением и содержанием), не способна эффективно выполнять свою функцию в непрерывной конкурентной борьбе за существование в окружающем мире.
В связи с этим приоритет фактора ветеринарного обслуживания крупного рогатого скота в технологическом процессе производства молока и говядины является очень существенным.
Автоматизация и информатизация производственных процессов
Во всех странах мира развитие эффективного животноводства обеспечивается как за счёт механизации и автоматизации основных производственных процессов, так и за счет внедрения информационных систем обеспечивающих эффективный операционный и управленческий учёт и управление этими процессами.
Значение автоматизации и механизации животноводства постоянно растёт - этому способствует технический прогресс и появление в хозяйствах нового оборудования. В конечном итоге автоматизация значительно снижает трудоемкость основных операций за счёт чего снижается себестоимость продукции и улучшается ее качество.
Информационные системы помогают содержать большее количество поголовья крупного рогатого скота, также повысить производительность труда и внедрить прогрессивные методы содержания и откорма скота. Информация о каждом производственном процессе в животноводческом хозяйстве, в идеале, должна быть объединена в единую информационную систему.
С конца 90-х годов постепенная стабилизация ситуации России и соответственно в сельском хозяйстве привела к появлению спроса на программные продукты для животноводства. Эти программы должны были организовать минимальный учет и хоть в какой-то мере сократить расходы. В то время рынок заняли производители зарубежного программного обеспечения для агропромышленного комплекса, которые уже работали в Европе, Америке и Канаде.
Но иностранные компании часто предлагали очень дорогие и неинтегрируемые программы, несовместимые друг с другом. Распространенной была ситуация, когда на больших хозяйствах и агропромышленных комплексах работало одновременно несколько программ. Данные часто дублировались и их приходилось синхронизировать вручную. К тому же оказалось, что зарубежные программы далеко не всегда могут быть применимы к условиям ведения сельского хозяйства в России. К примеру, у них отсутствовала возможность работы с большим поголовьем скота и со стадом крупного размера. Поэтому в 2000х годах за разработку программных продуктов для животноводства взялись российские программисты.
Последние годы принесли еще более стремительное развитие информационных систем с точки зрения вычислительных мощностей, скорости обмена данными, скорости обработки информации и мобильности. Это позволяет еще более широко использовать вычислительную технику, мобильные устройства и программного обеспечение в каждом животноводческом хозяйстве страны.
Выводы
Приоритеты производственных процессов скотоводства выглядят следующим образом. Это кормление, генетика, селекционная работа и условия содержания животных. Дополнительно эти процессы должны сопровождаться высоким уровнем ветеринарного обслуживания. И всё вместе обеспечиваться необходимым уровнем информатизации, автоматизации и механизации. Только таким образом можно гарантировать экономическую состоятельность животноводческого бизнеса.
Используя сводную статистику крупных сельскохозяйственных предприятий, полученную из системы «1С: Селекция в животноводстве. КРС», мы можем ориентировочно расставить веса и определить процентное соотношение степени важности и влияния производственных процессов в животноводческих хозяйствах. мы можем ориентировочно расставить веса и определить процентное соотношение степени важности и влияния производственных процессов в животноводческих хозяйствах. По нашим оценкам, уровень влияния кормления на продуктивность крупного рогатого скота составляет примерно 30%. Удельный вес генетики и селекции в успешном результате молочного и мясного бизнеса достигает 30 %. Влияние условий содержания животных примерно оценивается около 20 %. Уровень влияния фактора ветеринарного обслуживания можно приблизительно оценить в виде 10%. А информатизация и автоматизация составляют оставшиеся 10%.
Хотя, конечно же, вопрос о том, что для данного хозяйства в данный конкретный момент важнее – генетика и селекционная работа или же кормление, содержание и ветеринарное обслуживание должен решаться в контексте реальной производственной ситуации. При этом справиться с анализом большого объема данных и расставить правильные производственные приоритеты можно на основании данных информационных систем осуществляющих комплексный количественно-весовой учёт, племенной учет, учет кормления и ветеринарных мероприятий.