Вы здесь

Зерновой «наноэкспорт» С помощью контейнерных отправок пшеницы производители выходят на рынок АТР

Перейти к полной версии/Вернуться

Пока планы по строительству зернового терминала на Дальнем Востоке продолжают оставаться на бумаге, компании самостоятельно «прощупывают» рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), осуществляя пробные поставки в контейнерах. Теперь они завершены, и дело за исключительным тарифом.

Как стало известно «Гудку», один из крупнейших сибирских зернопроизводителей и переработчиков – ГК «Сибирский аграрный холдинг» (САХО) обратился в ФСТ с запросом об установлении исключительных тарифов на транспортировку зерна в контейнерах из Сибири в порты Дальнего Востока – по аналогии с теми, что действуют сейчас на доставку в зерновозах.
«Запрос находится в стадии рассмотрения», – рассказал член совета директоров САХО Руслан Литвинов. В ФСТ подтвердили, что запрос получен и рассматривается.

По подсчётам участников зернового рынка, если коэффициент 0,5 ввести с 1101 км перевозок со станции Новосибирск-Восточный до станции Находка-Восточная, то экономия от базового тарифа за контейнер составит 7,36 тыс. руб., или 334 руб. на тонну груза. Если коэффициент включать с ноля, можно выиграть 11,273 тыс. руб., или 512 руб. за тонну.

Ещё в ноябре 2009 года агентство Reuters со ссылкой на председателя совета директоров холдинга Павла Скурихина сообщило о заключении контракта на поставку на Тайвань совместно с японским торговым домом Itochu 1 тыс. тонн пшеницы. В сообщении указывалось, что в перспективе предполагается увеличить объём до 5 тыс. тонн ежемесячно.
«При расчётном сроке поставки 20–30 дней до потребителя груз дошёл только в марте 2010 года. Столь длительное время понадобилось для отработки схемы, согласований особых условий поставки, проведения испытаний контейнеров, которые были назначены ОАО «РЖД», – поясняет Руслан Литвинов.

Несмотря на столь длительные сроки, опыт подтвердил предварительные выводы экспертов о том, что при правильной подготовке зерна и соблюдении условий транспортировки качественные характеристики продукта не ухудшаются.
«В настоящий момент мы продолжаем переговоры о налаживании регулярных поставок. Для САХО развитие экспорта зерна через порты Дальнего Востока является приоритетным направлением работы. Мы более пяти лет шли к нынешнему положению, которое позволяет нам выстраивать сотрудничество с целым рядом операторов и потребителей», – отмечает Руслан Литвинов.
Контейнерные перевозки зерна в отсутствие специализированных перевалочных мощностей в дальневосточных портах стали темой активного обсуждения в правительстве. По поручению первого вице-премьера Виктора Зубкова в конце марта ОАО «ТрансКонтейнер» совместно с ОАО «НИИАС» и ОАО «РЖД» провели экспериментальную проверку на надёжность размещения и крепления зерновых грузов в универсальных 20-футовых контейнерах и специализированных контейнерах для перевозки насыпных грузов.

Испытания прошли успешно, и теперь «ТрансКонтейнер» готов к приёмке зерновых грузов. Но на рынке отмечают, что перевозки «ТрансКонтейнера» обойдутся на 15% дороже, чем у независимых операторов (в отличие, например, от САХО «дочка» РЖД для прохождения испытаний дополнительно оборудовала контейнер под перевозки зерна). Однако даже в этом случае услуги «Трансконтейнера» обходятся на 9% дешевле, чем поставки в зерновозах.

«У САХО нет каких бы то ни было предпочтений среди компаний, оказывающих экспедиторские услуги. Выбор определяется только экономической целесообразностью и качеством оказания услуг. От того, что на рынке будет работать много конкурирующих экспедиционных компаний, сибирские зернопроизводители только выиграют. С точки зрения поставщика, технологии контейнерных поставок вообще мало чем друг от друга отличаются. Самое главное, что мы тут учитываем, – чтобы технология эта не была дорогой, чтобы поставщик получал экономический эффект», – говорит Руслан Литвинов.

Первые попытки осуществлять экспорт зерна в контейнерах предпринимались ещё в 2006 году – тогда через Новороссийск начали переваливать пшеницу в мягких 10-футовых контейнерах. Это делалось для того, чтобы минимизировать прямую перевозку «вагон – судно» и накапливать партию прямо на борту, сокращая таким образом зависимость от погодных условий. Однако они не стали массовыми, поскольку через порт Новороссийска зерно отправляется на рынки, где востребованы большие партии.

Однако небольшие контейнерные партии – один из вариантов выхода на рынок АТР, и САХО – первая, но не единственная компания, решившая покорить АТР именно такими партиями. На днях ещё один крупный производитель – группа «Разгуляй» – объявил о том, что отгрузил зерно в контейнерах в Южную Корею. 1,5 тыс. тонн пшеницы 4-го класса ушли туда из порта Новороссийск. Покупателем стала крупная продовольственная корпорация со штаб-квартирой в Сеуле, владеющая одной из крупнейших мельниц в стране.

Группа продолжает активно заниматься улучшением своих позиций на рынках Юго- Восточной Азии и разрабатывает новые маршруты для экспорта сибирской пшеницы, говорится в сообщении компании.
Впрочем, рынок АТР привлекает не только сибирских зерновиков. ООО «Русское зерно», занимающееся растениеводством в Черноземье, сделало ставку на контейнерные отправки зерна в Бангладеш через черноморские порты.

К экспериментам по контейнерным поставкам не остался равнодушен и Владивостокский морской торговый порт (ВМТП): его руководство объявило, что ожидает роста перевалки контейнеров с зерном. Несмотря на то, что в планах порта строительство зернового терминала на 1,5 млн тонн до 2015 года, сегодня такие мелкие отправки выглядят перспективными: у многих мелких азиатских предприятий нет элеваторов, и они предпочитают работать с мелкими партиями «с колёс».

Но возможности контейнерных зерновых отправок из Сибири не столь велики: по подсчётам участников рынка, не более 20 тыс. тонн ежемесячно. Контейнерные поставки составляют сегодня очень небольшой процент от объёма мировой зерновой торговли, отмечает исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. Это относительно новая практика, и вряд ли масштабы поставок будут значительно расти.

А по мнению ряда аналитиков, Австралия, которая первая начала развивать это направление, вряд ли позволит появиться новому сильному конкуренту.

Источник: