Вы здесь

Новосибирская область. Лето странного молока: кто виноват, горожане, переработчики или торговая сеть?

Перейти к полной версии/Вернуться

Сговор или нет? Лето странного молока. Крестьяне сдают задёшево. Горожане покупают втридорога. Кто наживается? "События недели" решили проследить путь продукта от коровы до прилавка.

Валентина Ельцова нечасто ходит в магазин. Сельского жителя кормит свой огород и хозяйство. Но сейчас не заметить смены ценников не мог даже самый невнимательный покупатель.

Валентина Ельцова, доярка: "Процентов на 40 все подорожало, масло например"

Цена на сельхозпродукцию – продукт спора между городом и селом. Цена растет – выигрывает крестьянин, падает – есть повод для радости у городского жителя. В идеале должен быть компромисс, когда и горожане сыты, и крестьяне не в накладе. Но этим летом не выиграл никто. На рынок хлынуло дешевое сухое молоко из Белоруссии. Закупочные цены на сырое молоко в хозяйствах упали – розничные выросли.

Александр Апатьев, директор сельхозпредприятия "Скала": "Когда горожане видят в магазине высокие цены на молоко, они не должны винить крестьян, они должны винить самих себя, горожан, переработчиков и торговлю".

Скалинские буренки сейчас отдают свое молоко по 9 рублей за литр. Еще зимой сырье стоило порой в 2 раза больше. Казалось бы, переработчики должны снизить заводские цены. Но этого не произошло.

Татьяна Кольбах, руководитель отдела цен Управления Федеральной службы статистики по Новосибирской области: "Закупочные цены снизились на 20 процентов, однако переработчики снизили свои цены всего лишь на один процент".

Искитимский молзавод закупочную цену сбросил на 3 рубля, но собственную отпускную снизил всего на полтора. Надо было повышать, говорят руководители предприятия.

Олег Гусев, заместитель директора Искитимского молзавода: "На 3 рубля снизил закупочную. По идее, на 3 рубля должен снизить отпускную. Но за это время у меня на 25 процентов подорожала упаковка. Зарплату нужно повышать из-за инфляции. Топливо: еще год назад по оптовым ценам мы его брали по 12 рублей, сейчас – по 24 рубля".

В итоге к исходным 9-10 рублям за литр на заводе прибавляется еще примерно от 7 до 10 рублей. На склад магазина литровый тетрапак попадает с ценой от 17 до 20 рублей.

Так молоко выглядит на прилавке. Разбег на ценниках – от 24 до 35 рублей за литровый пакет.

Татьяна Кольбах, руководитель отдела цен Управления Федеральной службы статистики по Новосибирской области: "С декабря розничная цена на молоко выросла на 5 процентов".

Продавцы топлива отказываются от роли главных виновников инфляции. Говорят: в эффективной торговой компании логистическая и транспортная составляющие занимают лишь десятую часть в себестоимости товара. Подорожание горючего даже на 4 рубля не может приводить к росту цены товара на такую же величину.

Александо Бойко, владелец топливной кампании: "Они накидывают не больше 10 процентов – и это не сравнить со 100 процентами, которые накидывают супермаркеты".

И все же ответ на вопрос, как победить инфляцию, нужно искать на топливном рынке, в один голос говорят и продавцы, и переработчики, и сами крестьяне.

Олег Гусев, заместитель директора Искитимского молзавода: "Все говорят: как победить инфляцию? Вот государство помогает сельхозпроизводителю, выделяет дотации. Не нужно помогать! Установите единые цены на ГСМ на внутреннем рынке. Я не знаю, здесь еще и международная экономика замешана. Но это можно сделать, а эти компенсации тогда платите нефтяным компаниям".

Местные власти не в силах влиять на рынок ГСМ. Но влиять на цены они твердо намерены. Решено: в новом парламентском сезоне Облсовет возьмется за разработку закона, по которому и горожане будут сыты, и крестьяне целы.

Александр Апатьев, директор сельхозпредприятия "Скала": "Чтобы литр молока стоил как литр солярки".
Ольга Черепанова

Источник: