Вы здесь

Дети Таджикистана по-прежнему работают на хлопковых полях

Перейти к полной версии/Вернуться

Когда дело доходить до использования детского труда в качестве помощи во время сбора урожая хлопка в Таджикистане, у правительства, возможно, доброе сердце. Власти в Душанбе пытались запретить эту практику. Однако фактические обстоятельства в этой обедневшей центрально-азиатской стране означают, что детей все еще можно застать на полях во время сезона сбора урожая.

//Таджикистан: сбор урожая хлопка в большей степени зависит от детского труда//

Eurasianet
4/11/09

Хлопковый сектор в Таджикистане оказался в ловушке нисходящей спирали, а вопрос об использовании детского труда является лишь одним из многих проблем. Устаревшая инфраструктура препятствует инновациям и производительности, тогда как резкий спад мирового спроса бросил многих фермеров в долговую кабалу. Местные чиновники тоже, похоже, являются пленниками мышления в советском стиле: во многих сельскохозяйственных регионах политические руководители продолжают использовать свое влияние и выделять ценные государственные ресурсы для поддержки хлопкового сектора, несмотря на уменьшение урожая и углубляющийся продовольственный кризис.

По статистике, подготовленной в конце октября, сбор урожая в этом году идет по плану, и возможно достигнет своей цели: уже было собрано 247 тыс. тонн хлопка, говорится в отчете, распространенном информационным агентством «Asia-Plus». Государственные прогнозы на 2009 год «призывают» собрать 350 тыс. тонн. Однако цель 2009 года представляет собой молчаливое признание правительства в том, что хлопковый сектор страдает от серьезного «заболевания» финансовым склерозом. Урожай 2008 года был тотальной катастрофой, когда из 552 тыс. тонн запланированного урожая было собрано лишь 353 тыс. тонны.

В южных регионах Таджикистана, примыкающих к афганской границе, большинство собирающих хлопок на сегодняшний день - это женщины; остальные - это дети, некоторым из них всего по 6 лет. Большой процент таджикских мужчин являются трудовыми мигрантами, уехавшими из страны в поисках работы.

Хотя демографическая структура внутренней рабочей силы несомненно играет роль в продолжении использования детского труда, эта практика также переплетена с очевидным сбоем в информационном взаимодействии. «Труд детей используется в крупных масштабах», - говорит директор НПО «Бюро по правам человека и верховенства закона» Наргиз Зокирова. «В 2006 году наш президент издал указ, запрещающий использование детского труда на хлопковых полях. Министерство образования также издало указ, запрещающих вовлекать детей в процесс сбора урожая. Когда мы разговаривали с учителями, они ничего не знали об этих указах».

Сбор урожая с помощью детей широко распространен. Менее ясно то, вынуждают ли детей собирать урожай за счет своей учебы. «Во время сезона сбора урожая школы не закрываются, детей отправляют на поля после занятий», - сказал «EurasiaNet» Тахмина Бабаджанова из НПО «Ампаро» в Худжанте. «Дети не пропускают занятия. После школы они идут домой, кушают, переодеваются и потом идут собирать хлопок».

Однако, добавляет она, местные власти действительно используют методы принуждения на учителей и детей. «У детей возникают проблемы с получением книг, если они не идут собирать хлопок», - сказала Бабаджанова. «Во время экзаменов и выпускных экзаменов у них могут возникнуть проблемы с оценками. Или были некоторые редкие случаи, когда учеников исключали из школы за то, что они не ходили собирать урожай. Несомненно, что все это доставляет проблемы родителям. Они беспокоятся».

Правозащитник Зокирова отметила, что «круговорот» страха, похоже, циркулирует в школах во время сезона сбора урожая. «Учителя сказали нам, что директора школ вынуждают их отправлять детей на хлопковые поля», - сказала она. «Когда мы поговорили с детьми, они сказали, что собирать урожай их заставляли учителя. Более того, они рассказали о том, что в противном случае учителя угрожали им исключением из школы».

В конце октября сеть местных НПО из 13 организаций опубликовала отчет, оценивающий приверженность Таджикистана Конвенции ООН по правам ребенка. Согласно этому отчету, на общий тоннаж урожая хлопка использовался детский труд до 40%. В отчете также утверждается, что на полях дети работают в суровых условиях. «Дети работают в очень трудных условиях, в жару, без полноценного питания и воды, в отсутствие необходимых лекарств», - говорится в отчете.

Некоторые мужчины, не уехавшие за границу в поисках работы, осуществляют надзор. Один из них, назвавший себя бригадиром, сказал «EurasiaNet», что работникам не выплачивают деньги регулярно. Он также сказал, что ему и его команде не платили уже более 6 месяцев. Они вынуждены красть хлопок, просто чтобы прокормить свои семьи.

Согласно отчету сети НПО, помимо хлопка, который насчитывает 11% ВВП Таджикистана, должны импортироваться пшеница и другие основные продукты питания. Западные гуманитарные работники и дипломаты говорят, что самой большой угрозой стабильности Таджикистана являются не исламские радикалы или возвращающиеся мигранты, а продовольственная нестабильность в зимний период.

Наблюдатели часто делают сравнения с соседним Узбекистаном. Международная кампания против использования детского труда заставила крупнейшего в мире розничного оператора «Wal-Mart» объявить бойкот узбекскому хлопку в прошлом году.

«В целом, ситуация в Таджикистане не выглядит столь плохой, поскольку в Узбекистане всё намного хуже», - сказал западный дипломат, пожелавший не называть своего имени. Таджикистан «делает некоторый прогресс, чтобы прекратить использование детского труда, однако это подобный сценарий (как в Узбекистане) только в меньшем масштабе». «Здесь вопрос не только об использовании детского труда, а об использовании всех, включая женщин», - отметил дипломат.

Общий спад в хлопковой индустрии имеет сильные последствия для образования в Таджикистане. Для государства сокращение доходов, поступающих от производства хлопка, препятствует способности государства проводить усовершенствования инфраструктуры. «Ввиду увеличивающегося населения в возрасте моложе 15 лет, в некоторых районах необходимы дополнительные школьные здания. Для того, чтобы разместить всех учеников, некоторые школы работают в две или даже три смены» по несколько часов в день, говорит Кэтрин Лэфам из программы по поддержке образования Института открытого общества.

Пока дети занимаются делом, усугубляющийся экономический кризис лишает многих возможности учиться, говорит она. «Ситуация может ухудшиться, так как экономический кризис усиливается - нет денежных переводов от трудовых мигрантов и нет хорошего урожая. Семьи должны удостовериться в своей способности приобрести достаточно продуктов питания, прежде чем думать о расходах на школу».

Источник: