Вы здесь

Что в имени тебе моем?..

Перейти к полной версии/Вернуться

В деревне Лохово есть ягодные плантации, табун лошадей и верблюжья ферма

Жители деревни Лохово, что находится в Черемховском районе, давно перестали обращать внимания на насмешки, связанные с названием малой родины. «Не смотрите, как деревня называется, смотрите, как в ней живут люди!» – отвечают они заезжим гостям. А посмотреть там действительно есть на что. Аккуратные чистые улицы, добротные усадьбы, веселые наличники, чинные старушки на скамеечках – пастораль из советской эпохи. Люди здесь доброжелательные и гостеприимные. В чем убедились журналисты газеты «Областная», побывав в Лохово.#

Ягодные места

Первый пункт экскурсии, которую провел для нас главный агроном обособленного под-

разделения ОАО «Белореченское» хозяйства «Сибирь» Александр Шуплецов, – плодово-ягодный сад и питомник, раскинувшиеся на 60 га.

– Я уже третий десяток работаю здесь, – рассказывает «экскурсовод». – Хозяйство наше многоотраслевое, основано на базе бывшего колхоза «Россия» Черемховского района. Сейчас в нем объединены угодья бывшего совхоза «Черемховский», Негдинского совхоза, Парфеновского – бывшего колхоза им. Ленина, и Булайские земли. Всего 16,5 тысячи га пахотной земли. В севообороте 14 тысяч: 9,5 тысячи занято под зерновые культуры, остальное кукуруза и кормовые травы. Сад наш начинался в 2001 году с 15 га. Взяли элитные сорта в научно-исследовательском институте садоводства им. М.А. Лисовенко в Барнауле. Сейчас под питомником более 4 га, под садом – порядка 55.

Сегодня в саду «Сибири» растет малина, смородина, лесная земляника, вишня, груши, яблоки, облепиха… Только черной смородины шесть сортов, а ведь есть еще красная, белая, десертная. Малины – семь сортов, садовой земляники – 13: голландская, польская, японская, югославская… Названия не успеваю записывать в блокнот.

– Ягоды до 40 граммов веса. Есть даже облепиха со вкусом ананаса! Мечтаем посадить садовую бруснику и чернику, – поясняет, ведя нас по саду, Александр Шуплецов.

Ровные рядки кустов, усыпанных крупными, с виноград, ягодами черной смородины со всех сторон обступили сборщики. В день «ягодная лихорадка» объединяет до 500 человек. Едут на заработки из близлежащих деревень, Черемхово, Ангарска, Иркутска…

– Ягодный бизнес пользуется бешеным спросом, – говорит Александр Шуплецов. – Сборщик за килограмм собранной ягоды получает 10 рублей. Если собрал более 5 кг, расчет идет по 11 рублей, свыше 15 кг – по 12 рублей. Наши сельские ребятишки меньше 300 рублей за день не получают. А за сезон умудряются по 7–8 тысяч заработать.

Многие предприимчивые дельцы скупают лоховскую ягоду контейнерами, а потом продают на рынке как лесную – такая она сочная и душистая.

Второй год подряд хозяйство «Сибирь» заключает договор с Шелеховской заготовительной конторой.

– В прошлом году мы заготовили 7 тонн ягод, – рассказывает сотрудница заготконторы Ольга Швецова. – В этом планируем гораздо больше. Ягоду мы перерабатываем – перетираем с сахаром, для этого у нас стоит японское оборудование. А затем в стерильных контейнерах развозим покупателям – ангарским и иркутским комбинатам питания. С руками продукцию отрывают!

Бригадир Вера Черемуш ведет нас по ягодным плантациям на дегустацию. Спелая, подернутая легкой дымкой «инея» малина разжигает аппетит, а ярко-алые кусты земляники сначала вводят в ступор, а потом заставляют упасть на грядки. Полчаса понадобилось, чтобы прийти в себя от такого изобилия, а уж чтобы «собрать в кучу» фотографа и водителя – и того больше. Никак не хотели городские жители оторваться от сладкого угощения.

Только на ягодах хозяйство «Сибирь» зарабатывает более 1 млн. рублей в год, за сезон здесь собирают около 30 тонн. От продажи саженцев поступает еще порядка 500 тыс. рублей. Садоводство – выгодный бизнес.

– Наша мечта – приобрести ягодный комбайн, – говорит Александр Шуплецов. – С его помощью можно 5 тонн ягоды в час собирать. Вышли с предложением к руководству ОАО «Белореченское» – нашему головному предприятию. Думаем, не откажут.

Не смородиной единой…

Главный зоотехник «Сибири» Валерий Тютрин провез нас по фермам. И здесь тоже было чему удивляться! Дойка коров полностью механизирована. Молоко по молокопроводу поступает в молочный танк, где охлаждается, после чего отвозится на белореченские молокозаводы. Каждый день хозяйство поставляет более 20 тонн сырья.

На шести фермах «Сибири» трудится около 90 человек.

– Средняя зарплата у доярки – 9–10 тысяч рублей, – рассказывает Валерий Тютрин. – Хотя есть и такие, кто более 20 тысяч получают. У нас многие доярки уже на 1 июня надоили более 4 тысяч литров. Значит, за год не меньше 7–8 тысяч получится.

Показали нам и табун лошадей – почти 700-голов. Коневодство – еще одна отрасль «Сибири». По словам главного зоотехника, в планах довести поголовье до 1 тыс. и заняться мясным коневодством.

Следующая остановка пришлась на пасеку. Аккуратные пчелиные домики стоят ровными рядками среди цветущих полей. В воздухе с гулом летной эскадрильи носился пчелиный рой. Предложение подойти и посмотреть поближе на ульи мы отвергли сразу, а вот от угощения, конечно же, не смогли отказаться.

Тягучий, янтарно-желтый мед щедро налил в огромную чашку пчеловод Андрей Богданов. Он же рассказал, что в хозяйстве 180 ульев. От каждой пчелосемьи за сезон получают не менее 40 кг меда. Всего же заготавливают более 10 тонн ценного продукта, который реализуется в собственном хозяйстве по льготной цене.

Верблюды ждут визу

– Хотите, напоследок удивлю? – лукаво прищурившись, спросил Валерий Тютрин. – Поехали, посмотрим верблюжью ферму.

Оказывается, руководители «белоречки» решили развивать на базе «Сибири» новую отрасль животноводства – верблюдоводство. Заключили договор с Монголией о поставке 20 верблюдов – 18 самок и двух самцов. Планируется впоследствии от них получать не только мясо и шерсть, но и молоко. Уже построен загон с тремя боксами для будущих мам-верблюдиц, отгорожено пастбище. Ждут верблюдов, на ввоз которых в Россию никак не могут дать разрешение в Москве – чиновничья машина раскручивается слишком медленно, не поспевая за идеями аграриев.

Внимательно осмотрев ферму, спрашиваем:

– А как же кризис?

– Какой? – пожимают плечами работники. – Зарплату мы получаем день в день, на недостаток работы не жалуемся. Да и работа у нас интересная, постоянно что-то новое появляется. В прошлом году кумыс стали выпускать, теперь вот верблюдов ждем. На днях получили новую технику – посевной комплекс американского производства. Он в поле заменяет 15 тракторов, выполняет сразу шесть операций: вспахивает, культивирует, сеет, боронит, выравнивает и прикатывает почву. Механизатор у нас меньше 30 тысяч в месяц не зарабатывает.

Вот тебе и Лохово! Поистине, не имя красит человека. Лохами-то, выходит, являются те, кто не умеет и не хочет работать, а уж никак не наши гостеприимные хозяева. Кстати, в качестве послесловия: иркутские лингвисты доказали, что слово «лох», от которого произошло имя деревни, – это местное название кустарника с сильно пахнущими цветами и съедобными ягодами.

Источник: