Руководители трикотажных фабрик Кыргызстана вынуждены закупать пряжу за рубежом. Их не устраивает качество отечественной продукции. В свою очередь животноводы жалуются, что разводить мериносовых овец невыгодно, поскольку тонкое руно никому не нужно. Парадокс? Чтобы изменить ситуацию, на Иссык-Куле прошел курултай по проблемам разведения мериносовых овец. Его организовало Германское общество технического сотрудничества (GTZ). На встречу были приглашены не только отечественные фермеры, промышленники, чиновники и депутаты, но и представители Международной организации по шерсти и текстилю, а также западные покупатели.
Отечественные и зарубежные купцы в один голос жаловались, что качество знаменитой на весь мир кыргызстанской мериносовой шерсти с каждым годом снижается.
- Все чаще в белой массе встречается черный волос, поэтому шерсть равномерно не окрашивается, - сетовали трикотажники. - Из такого сырья трудно сделать однородную пряжу. Волокно неэластичное, разной длины.
Овцеводам тоже несладко.
- Была засуха, пришлось закупать дорогостоящие корма, постоянно растут в цене ветеринарные препараты, - говорит фермер из Кара-Бууринского района Таласской области. - Ко всему прочему надо заплатить налог на пастбище и содержание скота. А в последнее время шерсть берут по очень низкой цене. В результате мы стали сокращать мериносовое поголовье. Гораздо выгоднее держать черную аборигенную овцу мясного направления.
У заготовителей своя отговорка.
- За шерстью ездим в отдаленные фермерские хозяйства. А это большие транспортные расходы. Цена на ГСМ постоянно повышается, - объясняет представитель заготовительной фирмы Нелли Вощинина. - Отвозим сырье на фабрику первичной обработки шерсти. Затем на камвольно-прядильную фабрику "Касиет". Это требует немалых средств.
Вернемся к нашим баранам
Советская Киргизия получала в год до 40 тысяч тонн шерсти, 99 процентов которой составляло тонкое руно. И сейчас в республике 4 племенных завода, 21 ферма по разведению тонкорунной овцы, около 100 тысяч голов племенного скота. Тем не менее предприятия легкой промышленности страны жалуются на нехватку шерстяной пряжи отечественного производства. Почему?
- Когда мы проводили круглый стол, оказалось, что фермеры, переработчики видели друг друга впервые, - заметила руководитель программы GTZ Рикарда Майснер. - Чтобы попасть на глобальный рынок, нужно работать коллективно.
В советское время была единая централизованная система, государство контролировало всю цепочку промышленного производства - от работы племенных заводов до сбыта готовой продукции. Сейчас этой системы нет. Каждый производитель сам по себе.
- Кроме того, чтобы получить право на экспорт, нужно войти в Международную организацию по шерсти и текстилю, - отмечает президент Общественного фонда разведения мериносов Евгения Лущихина. - Чтобы Кыргызстан был принят в эту организацию, необходимо пройти международную экспертизу. Однако прежде мы должны создать свою тестирующую лабораторию, выяснить потенциальные возможности фермерских хозяйств республики и подготовить независимых классировщиков шерсти. Главным же условием повышения качества шерсти является племенная работа. Когда-то республика могла гордиться этой отраслью. Теперь она разрушена.
Фирма веников не вяжет
Отечественные и зарубежные купцы в один голос жаловались, что качество знаменитой на весь мир кыргызстанской мериносовой шерсти с каждым годом снижается.
Курултайцы пришли к выводу, что вернуть былую славу отечественному руну можно. Для этого, во-первых, необходимо создать единый информационный центр. Во-вторых, решить проблему сезонности заготовки шерсти.
- Фермеры стригут овец два месяца, - отметили трикотажники. - Мы не можем купить все сырье сразу. Было бы хорошо, если бы у фермеров выкупали шерсть государственные структуры, а мы - у них по мере надобности.
Производители шерсти тоже уповают на государственную поддержку.
- Нужно помочь тем, кто занимается разведением чистопородных мериносовых овец, пока это поголовье вообще не исчезло, - считают они. - Чтобы наша продукция не проходила через множество перекупщиков.
Министр сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Искендербек Айдаралиев готов поддержать фермеров.
- К сожалению, без законодательной основы мы ничего не сможем сделать, - развел он руками. - Поэтому нужно решить вопрос о стратегии развития сектора животноводства в целом и овцеводства в частности, которую затем необходимо утвердить в Жогорку Кенеше.
Мнение верное, однако, пока будет разработана стратегия, мериносы вымрут как класс. Вся надежда у курултайцев на президента Курманбека Бакиева. Именно к нему составили обращение участники встречи.