На фоне роста населения Земли мир не может позволить себе выбрасывать треть всего производимого продовольствия. К такому выводу пришли участники министерской встречи в рамках Европейской региональной конференции, проходящей в Бухаресте. Она организована Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО). По словам организаторов – прогресс налицо и за пределами Африки почти не осталось стран, где население по настоящему голодает.
Эффективное использование продовольственных ресурсов однако, все еще оставляет желать лучшего. Никола Крастев поговорил об актуальных вопросах повестки дня Конференции с Региональным представителем ФАО по Европе и Центральной Азии Владимиром Рахманиным.
*****
ВР: В общей сложности в Конференции принимают участие свыше 200 человек, это показывает огромный к ней интерес, поскольку большинство выступающих обращают внимание на то, что продовольственная безопасность приобретает всё большее и большее значение для достижения Целей тысячелетия ООН, для стабилизации мировой экономики. Это особенно важно для стран Восточной Европы, где как раз проходит Конференция, где сельское хозяйство становится одним из движущих сил развития экономики. То есть здесь как бы соединяются воедино и обсуждаются вопросы как международного развития и международной стабильности в области продовольствия, так и непосредственные нужды семейных фермеров.
Как известно, 2014 год объявлен ООН Международным годом семейного фермерства для того, чтобы привлечь внимание к заботам, интересам и проблемам фермеров. Идут очень интересные дискуссии, отмечается, что семейное фермерство – это не только большой вклад в производство продовольствия, но это также имеет большое культурное значение для сохранения традиционного образа жизни, земледелия, и большое социальное значение, поскольку фермерство поддерживает стабильность в обществе. Если развиваются мелкие фермы – люди остаются на земле и работают.
Ещё тема, которая привлекает внимание, – это потеря продовольствия. Эта тема затрагивает и Европу, и Центральную Азию, и Российскую Федерацию, и Турцию, которая тоже является нашим членом. Как снизить потери продовольствия и обеспечить максимальное потребление производимых продуктов? Этот регион, в котором мы работаем – он очень обширный и очень разнообразный. В него входят страны Евросоюза, Евразийской экономической комиссии, включая Российскую Федерацию, – страны достаточно высоко развитые. В неё также входят страны Центральной Азии, где продовольственная безопасность ещё требует дополнительных усилий, особенно в наименее богатых из них.
Вроде бы они все имеют разные интересы, но, в целом, здесь звучат слова о том, что это наш общий регион, наш общий дом и нужно находить общие ответы к новым вызовам, поэтому «Давайте работать вместе». Это тоже в наше время имеет значение и очень даже большое, когда люди говорят конструктивно о совместных программах и наработке новых решений сообща, а не порознь.
НК: Регион, конечно огромный, и там довольно разнообразные ситуации существуют. Европа и Центральная Азия – на мой взгляд, они очень разные, учитывается ли это?
ВР: Безусловно, учитывается. У нас в Продовольственной организации ООН принята программа «Децентрализация», которая ведется под руководством главы ФАО Жозе Грациану да Силва для того, чтобы приблизить Организацию к нуждам на месте.
В рамках этой программы «децентрализация» как раз все больше полномочий выделяется региональным офисам. Я говорю о Региональном офисе по Европе и Центральной Азии, который я возглавляю, и одновременно у нас есть еще один субрегиональный офис, который специально занимается проблемами Центральной Азии. Он расположен в Анкаре. Правительство Турции оказывает большую поддержку программам развития в этом регионе. У нас есть субрегиональный офис, который заострен на эту тематику, специально занимается Центральной Азией для того, чтобы понимать ее специфику.
Мы из нашего Регионального офиса ведем общую координацию. У нас есть страны-доноры и есть страны-получатели помощи, т.е. развития программ, которые мы ведем. Страны-доноры хорошо понимают, что им выгоднее оказывать поддержку регионам, в том числе, находящимся на их границе, поэтому у нас общие интересы.
Есть общие вопросы: вопросы неправильного питания, ожирения, межграничные заболевания скота, животных и леса, в том числе. Эти проблемы нельзя решать в одном месте, а в другом не решать. Это общие проблемы, которые нас объединяют. Это и правильное использование полезных ископаемых и природных ресурсов, воды. Как бы не казался этот регион разным, у нас есть общая повестка, но разнообразие региона учитывается в нашей работе очень активно.
НК: Приоритеты и тема конференции, которые сейчас рассматриваются в Бухаресте – насколько они актуальны по отношению к ситуации в России?
ВР: У России очень богатый сельскохозяйственный опыт. Россия всегда была развитой сельскохозяйственной державой. Россия сейчас становится одним из основных поставщиков зерна на рынок нашего региона и в мировом масштабе. Россия тоже заинтересована в поддержании нормальной санитарной обстановки на своих границах и в странах, прилегающих к России. В России достаточно активное фермерское движение. И в рамках Года семейного фермерства Россия тоже заявляет о своих интересах. Безусловно, все эти вещи имеют прямое отношение к Российской Федерации. У нас активно работает российская делегация, выступает с предложениями, решениями. Это сотрудничество взаимовыгодно. Мы надеемся, что Российская Федерация может внести ещё большую лепту в развитие сотрудничества в этом регионе и в помощь и налаживание высокоэффективного сельскохозяйственного производства в регионах, граничащих с Россией.
НК: Вы упомянули, что среди стран-членов ФАО есть страны, которые, по большей части доноры, и страны, которые по большей части реципиенты помощи. Кто они?
ВР: В первую очередь донор – это Европейский союз. ЕС работает очень активно в области программ технического содействия ФАО, и мы очень признательны им за эту работу. Европейские эксперты имеют уже устоявшиеся связи с ФАО, ведь они работают очень долго уже на этом направлении. Поэтому среди членов ФАО первый донор – это Евросоюз. Среди стран-членов – Австрия, например, имеет активные программы поддержки, Швейцария проявляет большой интерес, Норвегия, Швеция – это отдельные, активные по содействию страны.
Мы, вот, сейчас, прорабатываем вопросы с Российской Федерацией, которая, например, рассматривает возможность оказания поддержки при помощи ФАО некоторым проектам в Беларуси. Я считаю, что в этом – большой потенциал, мы можем также работать с Центральной Азией. И еще один, конечно, активный донор у нас и участник проектов – это Турция.
Сейчас, например, мы находимся в Румынии, и румыны тоже поддерживают технические проекты в Молдавии. У каждой страны есть свой интерес к осуществлению определенных проектов, а ФАО как продовольственная организация нейтрального характера и обладатель лучших практик на глобальном уровне – всегда пытается обеспечить максимально эффективную и максимально полезную экспертизу и обеспечение проекта.
НК: На конференции присутствуют представители из всех пяти центральноазиатских стран или нет?
ВР: Они не только присутствуют, но и активно выступают. На конференции – представители Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Все на высоком уровне работают очень активно и проявляют большой интерес, за что мы им очень признательны. Это в их интересах. Крупные страны говорят о том, что надо координировать усилия в рамках стран Центральной Азии и что ФАО может играть свою связующую роль.