Вы здесь

Ульяновская область: Развитое, современное и эффективное сельское хозяйство - основа экономики и социальной стабильности, важный фактор туристической привлекательности региона

Перейти к полной версии/Вернуться

Это основной тезис конференции “Экологические стандарты и региональные марки качества как инструмент конкуренции в условиях ВТО”, которая прошла в Ульяновске. Она была организована Аграрным комитетом Российского управленческого сообщества – РУС (г. Москва) и Агентством по развитию сельских территорий Ульяновской области.

В работе конференции приняли участие члены Правительства Ульяновской области, сельские предприниматели региона, гости из Москвы и Московской области, Республики Башкортостан, Республики Чувашия, Саратовской области.

Открыл мероприятие заместитель Председателя Правительства - министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин. Он подчеркнул, что стимулирование производства органических продуктов, защита местных товаропроизводителей, развитие социально-ответственного бизнеса на сельских территориях - это важнейшие векторы сельскохозяйственной политики региона. Более того, Агентством по развитию сельских территорий Ульяновской области разработан ряд конкретных программ, и задача конференции - не только квалифицированный обмен мнениями и дискуссия о применимости зарубежных и российских практик, но и общественная экспертиза проектов и программ Минсельхоза области.

Эстафету принял директор Агентства по развитию сельских территорий Ульяновской области Руслан Кантемиров, который обозначил программы, разрабатываемые Агентством. Это: борьба с фальсификатом; создание региональной марки качества; развитие сети магазинов шаговой доступности; разработка социальных стандартов питания; региональный закон об органической продукции.

«Экологически безопасные продукты питания и ориентация на органическое земледелие - это мировой и российский тренд», - выступление исполнительного директора Союза органического земледелия Якова Любовецкого положило начало дискуссии о возможных форматах работы, о месте органик-предпринимателя на рынке, о целях и возможностях государственной поддержки органического производства. Значительную роль при внедрении органического производства играет и информационная составляющая - просвещать необходимо и производителя, и переработчика, и продавца, и покупателя.

Руководитель Аграрного комитета Российского управленческого сообщества РУС Антон Долгов сделал акцент на европейский опыт применения экологических стандартов. В его докладе большое внимание уделялось региональным маркам качества как инструменту защиты местных товаропроизводителей и развитию региональных продуктовых брендов, выходу их на национальные и международные рынки. «В конечном итоге, развитие регионального бренда дает повышенную добавочную стоимость, улучшает качество жизни и самооценку жителей, а также стимулирует туристическую привлекательность региона», - отметил Антон Долгов.

Директор ООО «Органика» (г. Саратов) Алексей Колесников обозначил механизмы взаимодействия представителей сегмента HoReCa (предприятий общественного питания) с сельхозпроизводителями. Поскольку органик-производители, как правило, это небольшие предприятия, им сложно гарантировать стабильные поставки. Решение проблемы Алексей Колесников видит в создании торгового звена, которое с одной стороны гарантирует клиенту стабильность поставок за счет агрегации большого количества производителей, с другой стороны гарантирует сбыт производителю. Это торговое звено может быть организовано на кооперативных началах с производителями.

Так, примером может являться Чувашская Республика, которая уже имеет свой региональный бренд. Александр Капитонов (ООО «Агрофирма «Слава картофелю», Чувашия) рассказал, как формировался бренд «чувашский картофель». История его предприятия показывает, что долговременное и устойчивое развитие возможно только на честных отношениях с клиентами и на взаимном уважении. «Предприятие может получать качественный продукт даже в отсутствии системы сертификации», - считает эксперт. Для этого достаточно соблюдать технологию производства, используя удобрения, пестициды строго в соответствии с нормативами, не применяя химикатов сомнительного происхождения.

Эксперт Аграрного комитета РУС, заместитель генерального директора ООО «Шаймуратово» (Республика Башкортостан) Рустам Давлетбаев поделился с участниками конференции уникальным опытом внедрения на территории башкирского села собственной платежной системы и системы менеджмента качества. Также Рустам выступил с инициативой создания инновационно-экологических кластеров как площадок, на которых можно пробовать новые технологии, новые идеи, оттачивать системы сертификации и региональные бренды.

Во второй части конференции участники разрабатывали стратегию функционирования Агентства по развитию сельских территорий Ульяновской области. Модерировал дискуссию руководитель Аграрного комитета РУС Антон Долгов. Двухчасовая интенсивная работа экспертов, руководителей органов власти, сельских предпринимателей, представителей региональных СМИ и блогосферы позволила определить основные социальные группы, которые являются участниками процесса развития сельских территорий, выявить их интересы, связать эти интересы с запланированными программами развития.

Итог мероприятия подвел зампред Правительства области Александр Чепухин. Он отметил, что насыщенная работа в рамках конференции, конструктивные предложения экспертов и выводы участников дискуссии подтвердили правильность направления развития регионального аграрного сектора. Александр Чепухин предложил экспертам аграрного комитета РУС присоединиться к рабочей группе по разработке и реализации программ Агентства по развитию сельских территорий Ульяновской области и продолжить взаимодействие на постоянной основе.