В 2012 году продажи органических продуктов в России выросли на 7.8 % по сравнению с 2011 годом и достигли $148 миллионов. Об этом свидетельствуют данные отчета сельскохозяйственного представительства США в России FAS USDA. Эксперты FAS USDA ожидают еще более стремительного роста рынка уже в ближайшие годы. Такой прогноз специалисты связывают с принятием техрегламента и национального стандарта на органическую продукцию и принятием к 2015 году законопроекта «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», разработанный Минсельхозом РФ и прошедший первый этап межведомственных согласований. Американские эксперты уверены, что законодательно-правовая база запустит механизм сегментации рынка и задаст правила игры, что станет точкой отсчета выпуска юридически законной органической продукции в России, усилит конкуренцию и поспособствует привлечению инвестиций и появлению новых брендов.
«Продажи органических продуктов в России могут достигнуть $167 миллионов в 2013 и до $225 миллионов в 2015. За период с 2010 по 2015 год рынок органических продуктов в России вырастет на 30%», - прогнозируют специалисты FAS USDA на основе данных Euromonitor International.
Хорошей возможностью увеличить продажи органической продукции в FAS USDA считают Олимпиаду 2014 года, когда в Россию хлынет поток туристов из-за рубежа, для которых одним из приоритетов является здоровье и здоровое питание. Это будет также способствовать узнаванию новых региональных российских брендов. Сейчас в России преобладает импорт из Германии, Франции, Италии и других стран Европы.
«В России 40 млн. га плодородной сельскохозяйственной земли не получало удобрений больше 20 лет, т.е. она подходит под производство органической продукции. Это больше, чем площадь всего мирового органического производства. Уже через пять лет Россия может занять 15-20% мирового рынка органических продуктов, развить сельские территории, улучшить экологию и здоровье россиян, зарабатывать большие деньги и получить новую сферу влияния в мире», - говорит Александр Коновалов, владелец экофермы «Коновалово», основатель объединения «Экокластер», участник рабочей группы по разработке законопроекта.
Российские эксперты, в свою очередь, отмечают, что реальный российский рынок органических продуктов значительно больше. «Многие отечественные мелкие и средние фермеры по факту производят органическую продукцию, но не сертифицируют ее. После принятия закона, техрегламента и нацстандарта они выйдут из тени и рынок может вырасти свыше $300 млн. У нас больше половины сельскохозяйственной продукции производят КФХ и ЛПХ, которые просто не имеют средств на химизацию и другие средства интенсификации. За счет их легализации мы можем получить скачкообразный рост» - говорит Яков Любоведский, Исполнительный директор «Союза органического земледелия».
Помимо госрегулирования в России начинают зарождаться рыночные механизмы развития органического сельского хозяйства. Сеть супермаркетов «Азбука вкуса» стала первой отечественной розничной сетью, которая реализовала модель кооперации с российскими фермерами, готовыми производить органическую фермерскую продукцию для реализации в рознице.
«России, чтобы минимизировать зависимость от энергоносителей, уже сегодня необходимо приступить к восстановлению сельского хозяйства. При грамотном и эффективном использовании сельхозугодий, развитии органического земледелия и фермерства, наша страна уже через 7-10 лет может стать одним из лидеров на этом рынке. Обладая колоссальным земельным потенциалом, российские сельхозпроизводители имеют возможность не только кормить наших граждан экологически чистой едой, но и поставлять большие объемы на внешние рынке, эффективно конкурируя с иностранными производителями. Это даст возможность обеспечить стабильность системы международной продовольственной безопасности. Одним из эффективных инструментов для достижения этой цели является интеграция (вплоть до кооперации) производителя и ритейлера», - поясняет Исполнительный директор сети супермаркетов «Азбука Вкуса» Сергей Коршунов. Среди факторов, тормозящих развитие рынка, специалисты FAS USDA отмечают более высокие цены на органическую продукцию по сравнению с продуктами, произведенными промышленным способом, отсутствие общепринятой системы сертификации, слабую осведомленность населения в вопросах качественной натуральной органической продукции.
Потребители покупают органические продукты на рынках, в интернет-магазинах, фермерских кооперативах, специализированных магазинах и в супермаркетах премиум-класса.
Наибольший рост продаж среди органических продуктов показало детское питание и натуральные соки. Крупнейшим игроком на рынке органических продуктов в России является компания Hipp GmbH & Co Vertrieb KG. В 2011г. её доля составила 33,5%. «Россия самая большая страна в мире, с огромными ресурсами пахотных земель, знаменитых черноземов, дешевой стоимостью сельского труда и низким уровнем использования химикатов. Это - прекрасное место для развития органического сельского хозяйства», - подчеркивают в FAS USDA. Здесь также отмечают, что среди стран ЕС есть интерес к расширению экспорта российской органической продукции, которая может составить конкуренцию их местной продукции. По мнению FAS USDA, вступление России в ВТО создаст положительные изменения для рынка органических продуктов, несмотря на усиление конкуренции со стороны импортных продуктов.
Полная версия отчета FAS USDA «Russian Organic Market Continues to Grow»: