В одном из последних номеров газеты «Южная Осетия» было опубликовано интервью с министром сельского хозяйства Южной Осетии Зауром Цховребовым. Одним из важных вопросов, который корреспондент задал министру, был вопрос выделения специального помещения либо здания фермерам республики, где бы они реализовывали свою продукцию либо же сдавали ее туда с целью реализации потребителям по приемлемым ценам.
Стоит отметить, что функционирование торгового объекта, куда бы фермеры сдавали продукцию, стоит на повестке дня с момента оживления фермерского движения, т.е. с середины 2000-х годов, когда государство начало кредитовать фермерское движение. И, вне всякого сомнения, этот вопрос непосредственно влияет на покупательную способность населения, вернее, возможность граждан приобретать качественную и местную продукцию по приемлемым, а не завышенным ценам.
Аномальные цены на сельхозпродукцию установили цхинвальские перекупщики, которые скупают весь товар у фермеров и аграриев, впоследствии продавая его горожанам по явно завышенным ценам, с неоправданно высокой наценкой.
Городские перекупщики, сами ничего не производящие и вырождающиеся в банальных спекулянтов, фактически монополизировали эту отрасль, не позволяя фермерам реализовывать продукцию по ценам, которые считают приемлемыми сами производители. Автор этих строк пару лет назад был свидетелем картины, когда руководитель одного из рынков Цхинвала буквально силой выдавил дменисского животновода, который торговал мясом у рынка, со словами: «Это такие как я защитили Цхинвал в августе 2008 года. А ты кто такой?» Ошарашенный цхинвальским «гостеприимством» дменисец, у которого в багажнике машины было от силы 30 кг мяса, уехал…
Летом прошлого года «предприимчивый» горожанин скупил несколько тонн персиков на большом рынке в Цхинвале у завезшего товар из-за пределов республики предпринимателя, и, перегрузив фрукты в свой грузовик, продавал их в другом месте, но не по первоначальной цене в 30 рублей, а со 100% наценкой - по цене 60 рублей. И таких примеров много…
Необходимость открытия специализированного торгового объекта для фермеров подчеркивали все министры сельского хозяйства. Каждый министр считал своим долгом обозначить эту тему в СМИ, чтобы зафиксировать свою поддержку (как правило, теоретическую) фермеров в этом вопросе. Дальше слов дело не двигалось.
Недавно назначенный министр сельского хозяйства Заур Цховребов на этот злободневный и актуальный вопрос ограничился всего тремя предложениями: «По этому вопросу нужно переговорить с городской администрацией и правительством. Должно быть выделено место, где бы все районы могли реализовать свою продукцию. Мы будем ставить этот вопрос».
Наблюдая за ситуацией по данному вопросу, создается впечатление, будто открытие специального торгового объекта для фермеров сравнимо по затратам и времени со строительством Днепрогэса или стадиона Маракана. Либо чиновники не утруждали себя все эти годы лишними хлопотами (которые, кстати, входят в их непосредственные обязанности), либо их деловой инициативы не хватает для реализации этого проекта, либо же кто-то не заинтересован в этом и препятствует решению, которое непосредственно влияет на благополучие граждан.
Последняя версия не лишена оснований. На встрече с фермерами в апреле 2010 года экс-президент Эдуард Кокойты сказал: «На городских рынках царит "мафия", которая не дает фермерам самим реализовывать свою продукцию». Именно на эту сельскохозяйственную мафию жаловались фермеры президенту на встрече. И тогда, и на предыдущих встречах Кокойты с фермерами давались конкретные поручения чиновникам проработать вопрос открытия специализированных магазинов для аграриев, однако чиновники благополучно пропускали мимо ушей поручения президента, а страдали от чиновничьей халатности (либо же корыстной заинтересованности в кооперации с т.н. мафией) - горожане, которым приходилось, и приходится сейчас, покупать сельхозпродукцию по высоким ценам.
В качестве защитного довода можно слышать утверждения, что в условиях рыночной экономики каждый предприниматель волен сам устанавливать цены на купленный (в нашем случае перекупленный) товар. Однако следует учитывать, что в российское законодательство уже вернулось такое понятие «Спекуляция», со всеми вытекающими отсюда последствиями…
Поэтому, учитывая важность этого вопроса, хочется верить, что нынешнее правительство, отличающееся большим динамизмом и креативной деловой инициативой, в короткие сроки сможет поставить точку в этом вопросе, т.е. до летнего сбора урожая растениеводческой продукции откроет в Цхинвале специализированный магазин и стабилизирует цены на внутреннем рынке.
Ведь именно стабилизацию цен преследует масштабное кредитование агропромышленного комплекса Южной Осетии. Только в 2010 году на развитие агропрома было выделено 40 млн рублей. И эта сумма с каждым годом увеличивается. Зачем в таком случае в таком объеме кредитовать фермерство, если потребители покупают продукты животноводства и растениеводческой отрасли по высоким ценам?