Субботний день на Абаканском ипподроме (Хакасия) выдался людным. Начался дачный сезон, и теперь сюда устремляется озабоченные дачники в поисках добротного посадочного материала. На торговой площадке побывал и корреспондент ИА "Хакасия".
Здесь каждый второй останавливается у седобородого старца. Внимание как-то так сразу, ненароком фокусируется на литровой банке – в компотном сиропе красуются два больших абрикоса. Грамотный рекламный ход давал очевидные «дивиденды» - саженцы разошлись быстро. Немного поодаль от него расположился торговый ряд городской общественной организации – Союза садоводов Абакана. Здесь торгуют солидные представители дачной общественности – рукописная вывеска или бейджик представит опытного садовода, который не только всучит в руки саженец, но и неторопливо расскажет, как ухаживать за зимнестойкой грушей.
Самая длинная очередь - к небольшому фургончику с вывеской «Минусинская опытная станция садоводства, основана в 1911 году». Ссылка на год основания – тоже весьма весомый аргумент: сам по себе отпадает вопрос о качестве саженцев. Сорта районированы, то есть «привязаны» к местным почвенно-климатическим условиям, скорее всего, будут плодоносить и наши суровые зимы благополучно переживут.
Серьезную конкуренцию Минусинской опытной станции составляют два больших фургона с красочно оформленными рекламными плакатами и… предельной анонимностью. Цены немаленькие – саженец яблоньки - 300 рублей. То и дело в толпе покупателей раздается вопрос – откуда товар? Молодые женщины с напряженными, неулыбчивыми лицами неохотно отвечают: из Краснотуранска. Когда возникает полемика по поводу присутствия в Краснотуранске опытной садоводческой станции и величины тамошних садов, рядом с фургонами появляются озабоченные мужчины. Явно не местные, если придерживаться рамок политкорректности – южане, возможно, из нашего ближнего зарубежья.
Каким товаром торгуют «инкогнито» – давний вопрос. Об этой проблеме абаканская садоводческая общественность толкует не один год. В минувшем году еженедельник «Шанс» посвятил ей целую полосу. В материале «Не все то саженец, что купил» председатель Союза садоводов Абакана Валентин Ананьев писал: «Основная масса покупателей толпилась у пятитонного фургона с видимым издалека плакатом «НИИ садоводства Сибири им. Лисавенко». Начиная с 2005 года в конце марта – начале апреля из Казахстана в Сибирь завозится большое количество саженцев южных сортов. Весь этот совершенно непригодный посадочный материал продается у нас от имени НИИ им. Лисавенко. Моему телефонному звонку из Абакана в НИИ им. Лисовенко очень удивились, там и представление не имеют о том, что в Хакасии продают «их саженцы».
Что изменилось год спустя? Торговля неизвестного происхождения саженцами идет, правда рекламный щит со ссылкой на институт убрали. Но саженцы идут все с тем же торговым знаком. Это корреспонденту ИА "Хакасия" подтвердила начальник фитосанитарного контроля Россельхознадзора по РХ Валентина Колмакова. Сотрудники отдела проводили рейд в прошедшую субботу на ипподроме. Владельцы посадочного материала представили карантинный сертификат: документ выдан саженцам все того же НИИ им. Лисавенко.
Проверяющие оформили штраф за то, что посадочный материал не прошел вторичный государственный карантинный фитосанитарный контроль в виде досмотра - уже в Хакасии. Все правильно: если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе. Сотрудники фитосанитарного контроля во время рейда осмотрели саженцы и нашли их пригодными для торговли.
Первичный – карантинный сертификат служит пропуском посадочному материалу при пересечении границы. А истинное их происхождение кто может подтвердить? На этот вопрос корреспонденту ИА "Хакасия" ответила начальник отдела фитосанитарного контроля Россельхознадзора по РХ Валентина Колмакова: «Этой проблемой должны заниматься сотрудники МВД».
То есть, год прошел, а воз и ныне там.