Вы здесь

Казахстан: Забрезжит ли свет в конце тоннеля, или С урожаем может получиться большой прокол?

Перейти к полной версии/Вернуться

Отечественная Продкорпорация может понести убытки, - заявил в минувшую среду на селекторном совещании Премьер-министр Казахстана Карим Масимов. По его словам, произойдет это, если цена на зерно изменится.

С точки зрения ценообразования. Сейчас мы все говорим: высокая цена, высокая цена. Сейчас у нас другая проблема, мы смотрим на ценообразование на продукты питания. Внимательно надо смотреть за ценой на нефть. А есть очень большие предпосылки, что может произойти обвал цен на нефть. Вот тогда, осенью, вспомним, какой год был 2009, наверно, когда вся цена провалилась совершенно на 180 градусов, - отметил глава правительства. Поручив министру экономического развития и торговли совместно с Зерновым союзом рассмотреть различные модели и систему управления рисками, пишет Better.kz.

- Сейчас нефть стоит около $120 за баррель. Соответствующие цены на ГСМ и зерно. Если нефть будет $30, сколько будет стоить зерно? - задался вопросом премьер. Пояснив, что если цена на зерно осенью установится большая - крестьяне постараются вернуть деньги, если цена провалится - труженики захотят вернуть зерно.

На что новый министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков поспешил успокоить премьера, заявив, что Продкорпорация предусмотрела оба сценария развития событий.

Хочется верить, что «разбираясь» с крестьянами в этом вопросе, Продкорпорация будет более лояльна. Не так, как в прошлом году, когда кампания по закупу зерна в государственный резерв, проводимая отечественными чинушами, едва не привела аграриев к банкротству.

Напомню, минувшей осенью, после внесения изменений в Закон «О зерне», в государственном закупе обязали участвовать все хозяйства, имеющие посевные площади более 250 гектаров. Рыночная цена за тонну пшеницы, в то время составляла 36 тыс. тенге за тонну, государство же платило крестьянам 26 500 тенге. А после вычета транспортных расходов, стоимости услуг хранения и т.д., на руках у земледельцев оставалось не более 22 тысяч. Постарались и районные бастыки, затеявшие настоящую, давно забытую, казалось бы, «продразверстку».

- Крестьян заставляли сдавать половину урожая, а иногда все и даже сверх того, при этом безапелляционно заявляя: нечего сдавать, так покупайте у соседей и сдавайте! Журналистам довелось выслушать и рассказы о том, как к «бунтарям» подсылали участковых инспекторов полиции, грозили отправить в райцентр на подписание договоров с Продкорпорацией под конвоем, - рассказывала минувшей осенью газета «ЭкспрессК».

Но «не мытьем, так - катанием», а урожай прошлого года собрали и положили в закрома. Да такой, что в этом году Минсельхоз даже решил снизить посевные площади зерновых по стране - 16,5 миллиона гектаров до 15,9 миллиона.

Правда, радоваться рано, отмечают эксперты. По их словам, испортить наши виды на урожай года текущего способна, например, неприметная с виду, травка - горчак розовый ползучий. Засоренность зерна его семенами вызывает горечь муки. Сено с ним ядовито для лошадей и портит вкус молока у коров. Кроме того, что он ядовит, сорняк чрезвычайно трудно искоренить. Так вот, «паразита» уже не раз обнаруживали в экспортных партиях казахстанского зерна. Так, в начале февраля текущего года в морском порту Ейска, в 204,25 тонны пшеницы нашли этот опасный карантинный сорняк. Зараженное зерно вернули обратно. А в начале декабря Россия вернула в Казахстан 19 вагонов - 1273,65 тонны. По оценкам экспертов, в минувшем году, опасным сорняком были заражены площади в 39 семеноводческих хозяйствах. Как констатировала глава департамента развития земледелия и фитосанитарной безопасности минсельхоза Анна Буць, ситуация с распространением карантинного сорняка не изменилась и зараженные площади по-прежнему составляют 2,6 миллиона гектара. Более того, их рост наблюдается в Акмолинской области (на 25%), в Павлодарской (8%) и в Северо-Казахстанской (13%). А выделяемые средства из республиканского бюджета позволяют обеспечить борьбу с горчаком на площади не более трех четвертей, от необходимой.

Не лучше, по оценкам специалистов, будут на наших полях обстоять дела и с другой заразой.

- Согласно прогнозу, в 2011 году ожидается развитие и распространения особо опасных вредных организмов на площади 5,1 миллион гектар в том числе: саранчовых - на 1,9 миллион гектарах, серозерновой совки - 0,7 миллиона гектарах, септуриоза и ржавчины зерновых культур - 2,1 миллиона гектарах,- сказала Буць на заседании коллегии Минсельхоза.

Отстает от мировых стандартов и качество казахстанского хлеба, - отмечают специалисты. По их подсчетам, в Казахстане постоянно увеличивается доля низкосортного зерна с клейковиной 23-24%. В то время, как основным требованием к зерну, в том числе пшенице, у покупателей является высокое качество, в том числе - высокое содержание клейковины, то есть не ниже 28%.

- Следует учесть, что завоевание таких перспективных рынков сбыта зерна как Китай, страны юго-восточной Азии, а также сохранение наших позиций на имеющихся рынках возможны только за счет качественной продукции, - заявляют эксперты. - Конечной целью должно быть не наращивание объемов производства, а обеспечение высоко качества производимой продукции, - отмечают они.

Так что с урожаем у нас может получиться большой прокол. Зерно наше будут брать не шибко охотно, и придется казахстанцам есть «горький хлеб» самим. Так, как другого у них на столе, похоже, не будет ничего. По крайней мере, у многих.

Ведь с мясом дела у нас обстоят, пока, тоже не самым лучшим образом. И на базарах цены на него устанавливаются просто заоблачные. Виной всему, конечно, спекулянты-перекупщики, но и разгуляться они вряд ли смогли бы, если бы рынок наш был насыщен этой продукцией. Однако мяса у нас производится мало, — отмечают эксперты. Как бы не звучало это парадоксально, для страны - издревле славившейся своими скотоводами. И магазины сегодня заполнены мясом из Поднебесной, по вкусу напоминающим резину, но зато - умеренным по цене. Да и откуда местному мясу взяться, когда крестьяне заниматься разведением крупного и мелкого рогатого скота не спешат?

Животных просто нечем кормить, ведь у нас не хватает сенокосных пастбищ, - указывают на одну из главных причин создавшейся ситуации специалисты. - В Казахстане обедняются почвы.

- 70% земель в нашей стране подвержены опустыниванию, - рассказал председатель Агентства РК по управлению земельными ресурсами Умарзак Узбеков на правительственном часе в мажилисе парламента РК. По его словам, мониторинг территории республики показал, что в стране 30,5 млн.гектаров подвержены ветровой и водной эрозии (к слову, не лучшим образом сказывается это и на посевах зерновых).

Туговато дела обстоят и в отечественном птицеводстве. Цены на фуражное зерно постоянно растут, за несколько лет увеличившись в 3 раза. Мало того, в ряде регионов страны его просто нет, - говорят специалисты. В результате – мясо птицы так же нещадно дорожает, приближаясь по стоимости, как минимум, к говядине 1 сорта.

На фоне этих проблем, смехотворно звучат планы «Казагро» по разведению коров на экспорт. Тут своих бы прокормить! Ведь по признанию самих «казагровцев», страна сегодня завозит из-за бугра 20 тысяч тонн мяса ежегодно. Но они намерены «увеличить численность поголовья КРС мясных пород, путем поглотительного скрещивания высокопродуктивных быков с имеющимся мясным поголовьем отечественных пород». И для этого собираются закупить за рубежом около 72 тысяч голов чистопородного крупного рогатого скота мясных пород. Казахстанское мясо «КазАгро» надеется начать поставлять на рынки России, Европы, Южной Кореи и Китая.

Ну, опыт закупки иностранных племенных буренок у нас уже был. Причем, как все помнят прекрасно, отнюдь не самый удачный, если не сказать прямо, уголовно наказуемый (в принципе!). Не далее, чем в прошлом году «Казагро» приобрел 1347 «крутых» коров, правда, выяснилось, что на 218 из них отсутствуют соответствующие сертификаты. Сотни высокопородистых коров были завезены из Северной Дакоты. Но к отбору животных за рубежом практически не привлекали специалистов. В результате – государственные деньги, а каждая корова стоила кругленькую сумму, были пущены едва ли не на ветер. Судя по всему, тут неплохо нагрели руки чиновники из Минсельхоза. О коррупции и множестве других нарушений, в разных подразделениях которого не раз говорил казахстанский Счетный комитет.

Одним словом, ситуация в сельском хозяйстве страны, пока, складывается довольно удручающая. Чиновники, в большинстве своем, либо думают о своих карманах, либо - пытаются удержаться за кресло, ничего не делая. Крестьяне - в постоянном «напряге». В городах - цены на продукты уже не «ползут», а «взлетают» все выше и выше.

Причем, интересы сельчан, а по большому счету - и наши с вами желудки, все последние годы, защищать было, по сути, некому.

Так, лет 9 назад, на казахстанском политическом небосклоне появилась социал-демократическая партия «Ауыл», возглавляемая Гани Калиевым. Перспективы своим членам она рисовала самые радужные, а избирателям – крестьянам, раздавала на выборах в парламент самые щедрые обещания. Партия существует и поныне, но о каких-то заметных свершениях ее, кроме периодических выступлений в печати в поддержку курса властей, не слышал сегодня ни кто.

Предшественником «Ауыла» была Аграрная партия, которая, объединившись с Гражданской в блок, даже проскочила в парламент, но и она благополучно «почила в Бозе». Аграрная партия, опять таки, собиралась отстаивать интересы, как это видно из названия, аграриев. Но получалось это у нее, иногда, с точностью – «до наоборот». Например, лидер партии - Рамин Мадинов оказался одним из главных героев скандала, разыгравшегося 6 лет назад в Акмолинской области. Тогда ТОО «Агроцентр-Астана», по слухам – неформально (а может и формально) принадлежащее Мадинову, попыталось выжить с рынка конкурентов - ТОО «Клименко», используя для этого депутатский мандат народного избранника и рычаги воздействия типа финпола. Закончилось все судами и долгими разбирательствами.

В этой связи, отрадно заметить, что буквально недавно проблематика отрасли наконец-то была поднята в рамках Союза «Атамекен». Например, заместитель председателя правления Национальной экономической палаты Арман Евниев предложил правительству конкретно назначать ответственные лица за реализацию программы по развитию сельского хозяйства.

- Необходима персонификация ответственности за реализацию программ развития в АПК. Если открыть любую государственную программу, то в ее паспорте вы не найдете не только фамилию ответственного за исполнение, а даже государственный орган, который отвечает за реализацию этой программы. Указывается только тот госорган, который отвечал за разработку. То есть, разработка новых программ, поправок в законодательство — жизнь показывает, что все это остается на бумаге, - сказал А. Евниев.

По его мнению, при разработке и реализации программ отсутствует персонификация ответственности. Необходимо, чтобы за реализацию программ развития в агропромышленном комплексе всегда отвечали конкретные должностные лица в местных органах исполнительной власти.

Комментарии тут, как говорится, излишни. В любом бы деле у нас так!

Не менее интересны и инициативы «Атамекена» по включению зерновой отрасли в перечень приоритетных направлений программы «Дорожная карта бизнеса - 2020».

- Пора организовать серию масштабных проектов по агрессивному продвижению на внешние рынки казахстанского зерна, муки, макарон, глютена и других продуктов переработки зерна, - заявил недавно глава Аграрнопромышленной палаты.

По мнению А. Евниева, это, с одной стороны, дало бы мощный толчок развитию зернового производства как самостоятельной отрасли, а с другой — за счет роста производительности труда и урожайности, обеспечило бы растущие потребности отраслей животноводства и птицеводства недорогими кормами.

Что ж, может, когда за результат будет с кого спросить, когда начнут широко внедряться разного рода инициативы предпринимателей – и вправду наше село поднимется с колен?

В эти дни правительство страны начало реализацию программы по развитию сельского хозяйства, рассчитанную на следующие десять лет. По прогнозам Министерства экономического развития, в следующие пять лет, рост внутреннего валового продукта сельского хозяйства Казахстана должен составить 4,3 %, а к 2015 году подняться до 4,8 %. Хочется верить, что так и будет. Тем более что новым министром в аграрное ведомство пришел Асылжан Мамытбеков, ранее занимавший должность председателя правления АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро». По оценкам специалистов, он больше практик, нежели его предшественник Ахылбек Куришбаев. Руководивший до назначения в должность разного рода сельскохозяйственными НИИ, и бывший, по большому счету, ученым, теоретиком. А стране сегодня, да и нашим животам, нужны реально ощутимые вещи.

Источник: