О нелегкой доле фермерской много сказано. Стойкости этой прослойки сельских тружеников можно позавидовать. Не зря считается, что фермеры – самые предприимчивые и упрямые люди на селе. Тем не менее и им нужны помощь и внимание. Чем и было продиктовано проведение «круглого стола» на тему: «О состоянии и перспективах развития фермерского движения в РСО–А», организованного Комитетом Парламента республики по аграрной и земельной политике, который вел председатель комитета Вячеслав Битаров.
Круг участников состоявшегося разговора был весьма представительным: первый заместитель Председателя Парламента Станислав Кесаев, заместитель Председателя Азамат Хадиков, заместитель председателя Правительства Северной Осетии Рафаэль Беликов, советник Главы республики Заурбек Уруцкоев, руководители ряда министерств и ведомств, районов, а также представители самих фермеров.
Что из себя представляет нынешний фермер? По информации первого замминистра сельского хозяйства и продовольствия республики Изабеллы Дзагоевой, средний представитель этой категории сельских тружеников – довольно мелкий производитель, за которым закреплены 22 гектара пашни. Специализируется он в основном на производстве зерна кукурузы. Таких 80 процентов. Фермерский сектор довольно динамичный, его удельный вес в производстве сельхозпродукции возрос с 7,5 процента в 2005 году до 11,5 процента в 2009-м.
Кстати, размышляя по поводу этой самой кукурузной ориентации наших фермеров, участники «круглого стола» не раз называли ее причину – наличие большого количества спиртзаводов, которые и отвлекли производителей от насущных потребностей рядового покупателя в совсем других видах продовольствия: в молочных продуктах, фруктах, овощах и т.д.
Чего же более всего не хватает нашим фермерам? По словам исполнительного директора республиканской АККОР Игоря Муриева, в первую очередь финансирования. Как по линии самой АККОР, так и через кредиты банков непосредственно самих производителей. Продолжив разговор на эту тему, руководитель Северо-Осетинского филиала Россельхозбанка Чермен Цагараев тоже остался недоволен объемами кредитования. В этом году 50 фермерам были выданы кредиты на 180 миллионов рублей. И хотя объемы кредитования с каждым годом растут, получателями заемных средств по сути остаются одни и те же люди, бизнес которых и его документальное сопровождение отвечают необходимым требованиям. Но круг таких получателей можно существенно расширить, если создать рабочий орган по лоббированию интересов фермеров. Или на базе самой АККОР, или в районных администрациях. Нужны застрельщики, чтобы определить стратегию производства, просчитать, определить и предложить банку конкретных людей, которые в состоянии грамотно действовать и обеспечить возврат кредитов. Но пока этим всерьез никто не занимается.
С такой постановкой вопроса согласился заместитель Председателя Парламента Азамат Хадиков, обратившись к опыту различных ассоциаций и союзов во всероссийском масштабе. Такие объединения производителей зерна, крахмала, сахара включают в свой состав членов правительства, чтобы успешно решать свои вопросы. А у нас от АККОР не слышно никаких инициатив.
Обмен мнениями выявил, что больше всего тревожит фермеров. Так, по словам председателя СПК «Дружба» Алагирского района Игоря Кадзаева, республике крайне необходима машинно-техническая станция, поскольку у сельхозтоваропроизводителей Северной Осетии практически не осталось техники, а на уборку урожая приходится привлекать комбайны из соседних регионов. Необходимы гарантированные закупки государством 10–25 процентов урожая, чтобы крестьянин мог часть продукции без проблем реализовать и ощутить, что эта продукция государству нужна.
– То, что нас здесь собрали – хороший знак, значит, о нас не забыли, – заметил фермер из Чиколы Олег Цаголов. – Но фермеру нужны постоянное внимание и решение его проблем в рабочем порядке.
– Нужна общереспубликанская залоговая база, чтобы облегчить получение кредита, – продолжил руководитель крестьянского фермерского хозяйства «Поляков» Моздокского района Анатолий Поляков.
Многие фермеры высказывали озабоченность по поводу увеличения с ноября в 3–4 раза арендной платы за землю. Чем вызвано такое решение?
Отвечая на этот вопрос, заместитель министра государственного имущества и земельных отношений республики Сергей Калицов обратил внимание собравшихся на то, что стоимость аренды в Северной Осетии не менялась с 2005 года. Хотя за это же время возросла коммерческая стоимость земли. В то же время нынешняя средняя ставка в 1200 рублей за гектар пашни не выше, чем в соседних регионах. А главное – она призвана увеличить денежные поступления в местные бюджеты и снизить размеры субаренды. Некоторые берут в аренду по тысяче гектаров, а потом втрое-впятеро дороже передают их в аренду реальному товаропроизводителю. Арендная плата должна и стимулировать производство продукции, которая больше всего нужна. Ограничиваться лишь выращиванием кукурузы, продавая ее на спирт, многим теперь станет невыгодным. И они вынуждены будут переключиться на производство высокодоходных культур – картофеля, овощей и других.
Обещал поддержку фермерам заместитель председателя Комитета Парламента по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям Асланбек Хадиков, подтвердив свои слова информацией о проведенной совместной работе с членами Правительства РСО–А. Например, тендеры закупки сельхозпродукции для учреждений республики планируется проводить не где-то на стороне, а у себя. Прорабатываются вопросы поддержки сельхозтоваропроизводителей при получении кредитов, увеличения срока погашения краткосрочных кредитов с одного года до двух. Асланбек Хадиков заметил по поводу арендной платы, что районные администрации вправе дифференцировать ее.
Характеристика, данная состоянию сельского хозяйства в республике заместителем Председателя Правительства Северной Осетии Рафаэлем Беликовым, была жесткой.
– У нас сегодня как такового сельского хозяйства нет, – сказал он. – Есть сельскохозяйственный бизнес, когда каждый действует на свой страх и риск. И бюджет от отрасли практически ничего не имеет. А государственные субсидии получают не всегда те, кому они положены.
По поводу создания машинно-технологической станции он ответил, что вопрос этот сколь важен, столь и сложен. Чтобы приобрести минимально необходимое количество техники, а это 20 комбайнов, другой инвентарь, нужны 350 миллионов рублей. Из них 180 миллионов бизнес-планом предполагается привлечь от частного инвестора. Но такового пока нет. Поэтому более реален другой вариант: создать ГУП, затем получить от Парламента гарантию на приобретение техники в кредит. Планируется организовать при МТС и сушку зерна, причем расплачиваться за эту услугу сельхозтоваропроизводители, испытывающие нехватку финансов, смогут зерном.
Что касается арендной платы, то здесь мнения участников «круглого стола» разделились. Так, по оценке советника главы республики Заурбека Уруцкоева, не стоило торопиться с резким повышением ее размера. Для того, чтобы бороться с субарендой, есть другой вариант – выявлять и наказывать нарушителей.
Резюмируя итоги состоявшегося разговора, первый заместитель Председателя Парламента РСО–А Станислав Кесаев отметил, что проблемы аграриев, о которых разговор идет из года в год, так и не решаются. То же самое относится и к деятельности АККОР, которая, в принципе, может рассчитывать на помощь госструктур. Но для этого ей нужно грамотно попросить то, что ей нужно, подкрепив свои просьбы расчетами и выкладками.
Вы здесь
Северная Осетия: Фермерам республики нужен координационный центр
Опубликовано пт, 24.12.2010 - 17:38 пользователем menegerip
Источник:
- 667 просмотров