Во вторник состоялось заключительное в этом году заседание комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губернской думы. Депутаты подвели итоги работы, наметили планы на будущее. О том, что удалось сделать в 2010 году, «ВК» рассказал председатель комитета Василий Потякин.
- Каковы результаты законотворческой работы комитета по сельскому хозяйству и продовольствию?
- Могу сказать, что годовой план работы комитета выполнен. Работа, которую вели депутаты, сотрудники комитета совместно с органами исполнительной власти, муниципалитетами, прокуратурой, я считаю, выполнена качественно.
Одним из существенных результатов нашей законотворческой деятельности я считаю то, что наши инициативы по изменению федерального законодательства рассматривались Государственной думой РФ. Они нашли понимание и поддержку у наших коллег-законотворцев на федеральном уровне и в региональных парламентах.
В числе принятых на федеральном уровне инициатив самарских депутатов - снижение налоговой нагрузки на членов сельских кредитных кооперативов. Соответствующий закон, после принятия Госдумой, уже подписал президент РФ.
- Сейчас ваш комитет активно работает над законодательными изменениями в сфере банкротства сельхозпредприятий. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее...
- Да, нашим комитетом проведен серьезный анализ причин банкротства, в том числе преднамеренного, сельскохозяйственных товаропроизводителей. Результатом этой работы стала наша законодательная инициатива по внесению изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», направленная на существенное осложнение процедуры признания сельскохозяйственной организации банкротом, значительного сокращения прав внешнего управляющего, наведения элементарного порядка в вопросах оценки имущества должника на основании его реальной рыночной стоимости.
В числе наших предложений: повышение - со 100 тыс. до 2,5 млн рублей - порога, за которым можно возбуждать дело о несостоятельности сельхозпредприятия, ограничение до пяти количества предприятий, на которых конкурсное управление может осуществлять один конкурсный управляющий.
Наша инициатива нашла широкую поддержку в региональных палатах представителей. Например, в ПФО ее поддержали региональные парламенты всех субъектов федерации.
Несмотря на то, что в прошлом году законопроект был отклонен Государственной думой РФ, в 2010 году мы внесли на рассмотрение российского парламента доработанный проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
- А что было сделано для совершенствования регионального законодательства?
- Здесь работа велась в трех основных направлениях: совершенствование земельных правоотношений, законотворческое обеспечение деятельности лесного хозяйства и развитие агропромышленной отрасли региона. Все эти направления работы комитета важны не только для экономики, но и для социального развития региона. Например, нужно понимать, что отсутствие необходимой нормативной базы в сфере землепользования на муниципальном уровне ведет к нарушению законных прав и интересов граждан, ненадлежащему исполнению норм областного закона «О земле», прежде всего в части бесплатного предоставления земельных участков отдельным категориям граждан.
- Чего удалось добиться в земельном вопросе?
- В своем ежегодном послании 30 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев поставил задачу на законодательном уровне обеспечить возможность бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства и дачного хозяйства многодетным семьям. Данная норма в более широкой трактовке уже содержится в нашем областном законодательстве: нуждающиеся в жилье жители Самарской области могут однократно бесплатно получить участок земли для строительства индивидуального жилья. Реализация этой нормы органами, уполномоченными распоряжаться земельными участками, должна осуществляться в приоритетном порядке. Особенно это важно в вопросах поддержки молодых семей, начинающих специалистов аграрной отрасли. И этот порядок должен быть предельно ясным и прозрачным.
Пока с этой задачей справляются не все. Мониторинг, проведенный комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию в сентябре 2010 года, показал, что в 11 муниципальных образованиях из 38 отсутствует более половины муниципальных актов, необходимых для реализации не только областного, но и федерального земельного законодательства в отношении предоставления гражданам земельных участков. В их числе - Тольятти, Новокуйбышевск, Кинельский, Борский, Красноармейский, Пестравский, Приволжский и ряд других муниципальных районов.
Хотя в этом отношении можно привести и весьма удачный опыт Красноярского района по разработке нормативной базы в сфере землепользования, позволившей в 2010 году обеспечить граждан, проживающих на территории района (в первую очередь молодые семьи) земельными участками для индивидуального жилищного строительства. Я считаю, очень важно, что район взял на себя основные вопросы по выбору и формированию земельных участков и оказанию помощи в их дальнейшем комплексном освоении. Это позволило предоставить молодым красноярцам в этом году 41 земельный участок. Сейчас администрацией района готовятся землеустроительные дела еще на 54 земельных участка. Полагаю, что данный опыт может и должен быть распространен и на другие муниципальные образования Самарской области.
- В августе вы возглавили рабочую группу по мониторингу ситуации в региональном АПК, сложившейся из-за засухи. Был разработан целый ряд предложений по совершенствованию господдержки отрасли. Чего удалось достичь парламентариям в этом направлении?
- Год для самарских сельхозпроизводителей был тяжелым. От засухи погибло 890 тыс. га посевов, зерновых удалось собрать 540 тыс. тонн, что в два раза меньше, чем в прошлом году. Ситуация была экстремальной, и депутатский корпус не мог остаться в стороне от решения возникших проблем.
В деятельности нашей рабочей группы участвовали не только депутаты комитета, но и самарские ученые, представители аграрного бизнеса, главы сельских районов. Одним из самых важных я бы назвал наше предложение о необходимости разработки областной целевой программы по реконструкции и восстановлению мелиоративных фондов. Для примера: в 1990 году в области было 192 тыс. га орошаемых земель, в настоящее время их площадь сократилась до 142 тыс. га. Это лишь 4,7% от площади пашни, а в работоспособном состоянии находится всего лишь 40 тыс. га.
Предложения депутатов в этом направлении были учтены, и в настоящее время министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области подготовлена концепция областной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 года», которая находится на согласовании у губернатора.
Нужно отметить, что в проекте бюджета на 2011 год нашли свое отражение практически все предложения нашей рабочей группы. Например, до 100 млн рублей выросла бюджетная поддержка сельхозпроизводителей на закупку удобрений. Областной Минсельхоз одобрил нашу инициативу о бюджетной поддержке владельцев личных подсобных хозяйств. И этот список можно продолжить.
- Какими вы видите дальнейшие перспективы развития регионального АПК?
- Основополагающим документом в деле развития АПК Самарской области является областная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009-2012 годы, утвержденная постановлением правительства региона 10 сентября 2008 года. Через два года ее действие завершается, однако уже сейчас необходимо работать над расширением комплексных мер государственной поддержки регионального агропрома, сельских территорий. Я подчеркиваю: эта работа должна вестись комплексно. Нельзя реализовать сельскохозяйственные проекты в той или иной отрасли сельского хозяйства без детальной проработки инфраструктурных, социальных вопросов.
Губернатор Владимир Артяков в октябре на заседании Координационного совета по реализации в регионе национальных проектов дал поручение министерству сельского хозяйства разработать несколько проектов в сфере АПК, которые в течение ближайших двух-трех лет позволили бы существенно повысить уровень продовольственной безопасности региона. Сейчас сельское хозяйство за счет собственного производства обеспечивает менее 60% от необходимых потребностей губернии в основных продуктах питания. Если благодаря таким проектам в молочном и мясном животноводстве, в полеводстве мы смогли бы повысить насыщение внутреннего рынка местной продукцией до 80-85%, в ближайшие годы это дало бы существенный толчок в социально-экономическом развитии губернии.
Задача комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губернской думы - обеспечить законотворческую поддержку в совместной работе над инициативами исполнительной власти. И я думаю, мы с этой задачей справимся.