Вы здесь

обучение быков и волов для работы. Страница 48 из 82

Перейти к полной версии/Вернуться

Здесь я постараюсь подробно выкладывать опыт по теме "Обучение быков и волов" как наш семейный, так и общемировой, также попытаюсь ответить на возникающие в процессе вопросы. Для начала хотелось бы сказать, что как рабочая сила бык в личном подворье достаточно экономичен и удобен, не требует сложного ухода как, к примеру, лошадь, меньше подвержен болезням, его использование можно начинать раньше коня. Мы сами только начинаем осваивать это занятие, до Муни у нас был опыт обучения быка Раджа . Так что Муни у нас второй. Если у кого-то опыт больше, с радостью приму дополнения и комментарии. Начинать заниматься с теленком лучше как можно раньше, пока он еще маленький и не стал сильнее вас. Первое, что надо сделать- это научить ходить на недоуздке, в принципе, это не сложно, если вы каждый день отводите его на пастбище и обратно, то он быстро привыкнет идти ровно. Также нужно почаще его ласкать и приучить к имени, имя хорошо дать короткое и звучное, так легче будет потом давать команды.

Ika
Дон Кихотия / Минск
18.02.2014 - 04:09
: 7901
карасева анна пишет:

А у нас вот такой коровник получился

классно!. наверху сеновал?
а нам нельзя ни бетон, ни пластик ни металл. толко местный камен и черепицу, дорогущий будет хозблок. но, надеюсь, скоро будет.

Россия
: Самарская обл Шигонский р-н,с Сытовка
26.08.2012 - 13:40
: 1865
немешка пишет:
карасева анна пишет:

Ирина Михайловна, а Зефир еще не пробовал покрышку таскать? Думаю, уже можно приучать помаленьку. По снегу самое то.

Было бы можно, да у нас как в самом начале по первому снегу прошел ледяной дождь, так все замерзло в каток. Он еле ходит по насту. я сама иду, иной раз не проваливаясь. С тех пор снега не было больше. Я тут водила его от дома 150 м земли пожрать и глины на склоне, так ты бы видела, как он шел осторожно. Его прет пробежаться, но ноги проваливаются в наст 2см и до земли 10 см, он бабки раскровянил, ноги разъехались на шпагат, думала не встанет! Около дома теперь ходит. как балерина. Еле дождется, пока вычищу и танцует до летника.

Да, погода в этом году это капец...тоже ждем ледяной дождь на днях shok сначала обещают ливневый обложной снег, потом ливневый обложной дождь и потом мороз и замерзающий на лету туман shok

Россия
: Самарская обл Шигонский р-н,с Сытовка
26.08.2012 - 13:40
: 1865

Наконец то удалось заснять как мы возим сено))) а то как только беру камеру, Муни начинает косячить, то встанет и не идет, то идет на меня (привык за мной ходить). https://youtu.be/eZW2avziES0

Россия
: Самарская обл Шигонский р-н,с Сытовка
26.08.2012 - 13:40
: 1865
Ika пишет:
карасева анна пишет:

А у нас вот такой коровник получился

классно!. наверху сеновал?
а нам нельзя ни бетон, ни пластик ни металл. толко местный камен и черепицу, дорогущий будет хозблок. но, надеюсь, скоро будет.

Почему?

Ika
Дон Кихотия / Минск
18.02.2014 - 04:09
: 7901
карасева анна пишет:

Ika пишет:
карасева анна пишет:
А у нас вот такой коровник получился

классно!. наверху сеновал?
а нам нельзя ни бетон, ни пластик ни металл. толко местный камен и черепицу, дорогущий будет хозблок. но, надеюсь, скоро будет.

Почему?

хорошо везет! едва поспеваете за ним!

а про стройку -ну так местные ограничения такие. я на днях видела фото осеннего парижа - 2 цвета серый(дома) с рыжим - деревья осенние. и в коментариях все вздыхают какая красота. а почему красота? стильно! а почему стильно? выдержан по цвету. париж называют серой розой -все дома разные по стилю, но все из серого камня с чугунными перилами окон и балконов.
вот и с испании где фото не сделай - красота! все деревеньки как игрушки под одинаковыми черепичными крышами.
а у нас? один шифером, другой захотел красным профнастилом, третий зеленым... даже если порядок навести и будет идеалная чистота со стороны все равно на вид разброс и шатание!
плохо или хорошо? это реалия. если с россии сказать все кроют толко красным крыши! что будет? будем тут до хрипоты власть ругать, почему нам все указывают. а думаете я вот де хочу , например крышу не из черепицы? и дорого, и тяжеленная тащит за собой такое удорожание по стрипилке, и колкая, и осы в щелях задолбали уже... но нельзя!

Россия
21.12.2014 - 18:05
: 1623
Ika пишет:

моя подруга страдает. даже хромать начала

Сочувствую! Нам тоже сказали, что долго лечится. И в основном физиопроцедурами. А на них еще добраться нужно, так все дни и проходят, все дела стоят. Да и было бы время, а одной левой много не поделаешь. А там, где бурсит, нельзя сустав напрягать - ПОКОЙ и еще раз ПОКОЙ.
Кстати, если подруга не страдает гипертонией, то можно попить Аркоксию (препарат от бурсита хорошо помогает)

карасева анна пишет:

а для чего второй этаж с лестницей? типа сеновал такой или чтоб летом туристов заселять?

Я на втором этаже банки, бутылки для молока храню и прочие "нужные" вещи. Думали и про сеновал, но для этого перекрытия серьезные нужны. У нас на них денег нет, и техники нет, чтоб туда сено поднимать. Поэтому не стали наверху сеновал делать.

карасева анна пишет:

такой коровник получился

А у Вас на верху сеновал?

Россия
21.12.2014 - 18:05
: 1623
карасева анна пишет:

Да, погода в этом году это капец...тоже ждем ледяной дождь на днях shok сначала обещают ливневый обложной снег, потом ливневый обложной дождь и потом мороз и замерзающий на лету туман shok

Недавно прочла эту шутку: Вот у меня такое ощущение, будто в небесную канцелярию в отдел ЦФО завезли новое погодное оборудование и теперь его тестят по полной:
- Ну-ка выкрути снег на максимум!
- Вот это метет, обалдеть! А теперь попробуй выставь на минусовую температуру и задай ливень сильный.
- Какой эффект, ничего не смешивается, дождь отдельно, мороз отдельно, ничего себе!
- Так, а теперь наоборот ставь +3 и метель. Нифига себе! И это на ноябрьских настройках!
- Ладно, вроде работает, поэкспериментируйте, погоняйте установку пока, а с декабря начнем работать."

Еще сегодня записали как ревет Пушкин, выложу в скором времени.

Россия
21.12.2014 - 18:05
: 1623

Вот такой у нас сейчас Джерсик. Трудно будет убедить покупателей его дочерей, что отец у них чистокровный джерсеец, если он не посветлеет назад. А был же вот такой.

Россия
21.12.2014 - 18:05
: 1623

А это Каштан водовоз или, как Саша сказал, что он идет поить телок :)

россия
: городец нижегородская обл
16.10.2009 - 14:33
: 3102
Наташа04 пишет:

А это Каштан водовоз

И сколько раз ему нужно сходить, чтобы всех напоить? Не рентабельней поставить бочку на санки?

Ika
Дон Кихотия / Минск
18.02.2014 - 04:09
: 7901
Наташа04 пишет:

он идет поить телок :)

lol

Россия
: Самарская обл Шигонский р-н,с Сытовка
26.08.2012 - 13:40
: 1865

Наташа, джерсик посветлеет летом обратно, это у него зимний мех такой. Недавно на авито видела продают телку , пишут что чистокровная джерси, а она почти черная,я тоже засомневалась, а ведь это нормально для бурых пород.

Россия
: Самарская обл Шигонский р-н,с Сытовка
26.08.2012 - 13:40
: 1865
немешка пишет:
Наташа04 пишет:

А это Каштан водовоз

И сколько раз ему нужно сходить, чтобы всех напоить? Не рентабельней поставить бочку на санки?

Там у них смотрю кусты и кочки, может поэтому санки не подойдут? Мы думаем прямо в коровнике (в прилегающем помещении, где будут храниться корма, его еще не построили) сделать скважину, чтоб иметь всегда воду для поения. И тен для подогрева. Потому как наши пьют очень много,в день по 10-15 ведер после отела. Не натаскаешься, а зимой к ручью не погонишь.Вода всегда стоит в коровнике около каждой коровы, пьют иногда и ночью.

Россия
: Самарская обл Шигонский р-н,с Сытовка
26.08.2012 - 13:40
: 1865

Да,у нас наверху сеновал предусмотрен, с груженой телеги нормально будет тюки закидывать. Можно что-то типа транспортера еще придумать. Рулоны только на осень, пока погода нормальная. В метель и мороз удобно чтоб сено с улицы не таскать- скинул вниз и все.

Россия
21.12.2014 - 18:05
: 1623
немешка пишет:

И сколько раз ему нужно сходить, чтобы всех напоить? Не рентабельней поставить бочку на санки?

Иногда и одного раза хватает, а сегодня 2 рейса делали. Саша думает про санки и бочку.

карасева анна пишет:

Там у них смотрю кусты и кочки, может поэтому санки не подойдут?

Да, пока только навьюченный Каштан пройдет, потому как снега еще мало и дорога еще не выровнялась (там глубокие колеи, в которые санки наклонятся и бочка упадет).

карасева анна пишет:

в день по 10-15 ведер после отела.

Это для одной коровы!?

карасева анна пишет:

джерсик посветлеет летом обратно, это у него зимний мех такой.

Будем ждать.
Сегодня навьючила Каштана и хотела вести его на вожжах. (Там на фотке он даже без поводка нормально идет - работу уже свою знает). А на вожжах начал упрямиться, потащил в другую сторону. Я пыталась удержать, но не смогла (свой недоуздок из тонких золотистых нитей он уже почти порвал, поэтому был в простом веревочном). Он тащил и тащил в другую сторону, было так обидно, что не слушается и у меня нет сил удержать его. А потом я подумала, а что я напрягаюсь? Это же не я, а он на себе 40 литров воды везет. Вот и пусть напрягается :laugh:! А я на легке просто могу идти за ним, пока он не одумается и не поймет, что не прав. Тогда я его еще и рысью пустила, чтоб быстрее понял, а когда начал есть траву, то всячески мешала, дергая за вожжу. Ну и метров через 150 Каштан понял, что не прав, развернулся по приказу вожжи и пошел в нужную сторону smile3 Второй рейс прошел уже гладко.

Россия
21.12.2014 - 18:05
: 1623

https://youtu.be/WuLRx5zN5RQ
Здесь хорошо видно как Пушкин косоурится - его прямо скрючивает вбок, громко выдыхает носом (иногда аж сопли при этом у него вылетают). Очень эффектно роет землю. А вот мычит здесь не на полную громкость, бывает, что и громче орет.
Саша сказал, что Пушкин очень страшно мычит, но безвредный, а Каштан просто молча убивает.
А сегодня и Каштан показал свой голос (меня не было, а Саша пошел вдоль пастуха ветки обрезать). Так вот как Каштан зарычал (он не мычит, а низко-низко рычит как лев), так Саша сразу подумал, что устал (как Ирина из Испании) и пошел домой. При мне Каштан уже очень давно так не рычал. Кстати, когда я уезжаю или к нам гости приезжают, то я на Каштана одеваю путы (на передние ноги). Сначала он так прикольно в них ходил, забивая копытами в землю, а теперь просто маленький шаг делает и медленно передвигается. Сейчас учу его выставлять вперед по очереди ноги, чтоб я могла одевать и снимать путы не заходя в пастух и не отвлекая его сеном.
Думаю, как замотивировать Сашу, чтоб он выстроил другие отношения с Каштаном, потому как они сильно не любят друг друга. Мне интересно почему Каштан не воспринимает меня как конкурента и даже когда я даю "неудобные" для него команды не проявляет агрессии. А к Саше у него другое отношение. Но мне кажется, что если бы Саша начал его угощать вкусностями, то можно было бы изменить отношение Каштана к мужу.
В этой связи мне очень удивительно, что Муни хорошо относится к мужчинам. Может потому, что они его не били палками.

Россия
: Самарская обл Шигонский р-н,с Сытовка
26.08.2012 - 13:40
: 1865

Муни вообще никогда не били, ну может прутиком по морде, при попытке боднуть. Но он на это не обижается.

Ika
Дон Кихотия / Минск
18.02.2014 - 04:09
: 7901
Наташа04 пишет:

так Саша сразу подумал, что устал

laugh

Россия
21.12.2014 - 18:05
: 1623
карасева анна пишет:

Муни вообще никогда не били

Это, на мой взгляд важный фактор "получения" доброжелательного быка. При этом, конечно, надо сразу обозначать подрастающему "воспитаннику" не желательные и запретные формы поведения.
И в этой связи у меня большие сомнения относительно этой информации из книги Леонида Баскина "Поведение КРС" : Мы можем предположить, что человек «встраивается» в иерархию как доминант. Подтверждением такому взгляду может служить народная практика, когда бычка бьют с раннего возраста, приучая животное воспринимать человека как особь более высокого ранга. Известен опыт племени Fulani (живут на юге пустыни Сахара), которым приходится все время иметь близкий контакт со скотом. Они бьют быков с рождения, чтобы приучить признавать высокоранговую позицию пастуха (Lott, Hart, 1977). У Fulani дети пасут скот днем, а взрослые ночью. Тех и других скот воспринимает как доминантов (Ayantunde et al., 2000).
Да, человек должен быть доминантом, но бить для этого телков не обязательно, есть более мягкие методы. Конечно, надо учитывать, что животные большие и сила воздействия должна быть адекватна их размерам. Но просто бить животных, это не вариант. У них тоже есть чувство справедливости или несправедливости наказания. И Муни поэтому и не обижается на хлыстик по морде, что знает за что схлопотал. А еще коровы очень чувствительны к тону голоса и тем более к крику (исключение, когда эмоции у них слишком сильны или бык заигрался или в ярости), поэтому "внушения" в спокойной атмосфере удачно проходят и без палок.

Россия
21.12.2014 - 18:05
: 1623

На днях хотела вывести Каштана из сарая (как я обычно его каждое утро перевожу из сарая в пастух). А он отвернулся от меня и не дает рога, чтоб налыгу одеть (а без налыги он сам добровольно не пойдет в пастух, а уйдет пастись на нетронутой траве около сарая.) Я его поуговаривала повернуться и "дать рожки", но безуспешно. И я ушла кормить других животных. Когда вернулась, то он уже "был готов к сотрудничеству" , "оделся" и пошел гулять в пастух. С тех пор саботажа не повторялось.
Но еще он перестал делать "поклон", делает все что угодно, даже на галопе танцует вальс и балет, хотя обычно очень лениво их крутит (конечно, сена то хочется, а поклон почему то не выходит, вот он и рад стараться во всем остальном). Я подозреваю, что последний раз он делал поклон, когда был в путах (я не просила, сам сделал), а потом поднимаясь неудачно поставил ногу и может связку потянул, может болит у него что-то. Поэтому надо дать ему время, думаю потом эта команда восстановится.

россия
: городец нижегородская обл
16.10.2009 - 14:33
: 3102

У меня приехал родственник и сразу стал мальчиком для битья. Зефир отрывается на нем со своими играми. А человек жалеет послать в него матерный энергетический заряд и прутом по зеркалу носа хлестнуть.Даже командного голоса у него, в отличии от меня, нет. Вот бык и катает его, как хочет. Но все равно , делает он это достаточно корректно, не убивая и даже не особо пугая. А тот его все уговаривает - Ну не надо, Не безобразничай! huh

Россия
21.12.2014 - 18:05
: 1623
немешка пишет:

корректно, не убивая и даже не особо пугая.

Наверное, к взаимному удовольствию.

немешка пишет:

все уговаривает

Ну а это так, для приличия.
Рассказала мужу, а тот впомнил историю, как его брат, отдыхая на Алтае, поехал в конный тур. И там проводник рассказывал как столичные красотки садятся на тамошних лошадей и если те проявляют неповиновение, то они начинают им выговаривать: " Не будешь слушаться, дам тебе по попке!" И вместо кнута лошадки получают ладошкой по крупу.

Россия
21.12.2014 - 18:05
: 1623
немешка пишет:

отрывается на нем со своими играми

Не боитесь, что родственник "испортит" Зефира? У бычка может сформироваться привычка ТАК играть с людьми.
А Каштанчик вчера тестировал реальность. Оказывается для него было не очевидно, что ячмень и сено дают ему за подвоз воды к галловеям и прочим коровкам. Он думал, что если просто попить у колодца воды, а потом подбежать к галловеям, то раздача призов обеспечена lol
Теперь по порядку. Я вожу на нем воду добровольно (его добрая воля), т.е. он абсолютно никак не привязан и не стеснен в своих действиях (только агрессия под запретом), если не считать, что он находится за эл.пастухом. Но и там у него достаточно широкое поле выбора, поскольку пастух охватывает гектаров 5. Так вот он попил воды и не дав мне одеть на себя гурту ушел - убежал. Я шла медленно сзади и уговаривала его поработать, потом еще раз попробовала одеть гурту, но застегнуть он мне не дал - опять убежал. Потом я скомандывала СТОЙ, он остановился, но гурту я так и не смогла одеть, тогда я скомандывала ВПЕРЕД и придала хлыстиком ускорение. И пошла домой, строя жудкие планы мести, как не покормлю его и не заведу на ночь в сарай - РАЗ ТАКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, ПУСТЬ САМ И ЖИВЕТ! Но не успела я дойти до дома, вижу он уже примчал к колодцу. Я, надеясь, что он одумался, к нему с гуртой, но тут то он и поскакал веселым галопом до Пушкина. И стоит там ждет награды. А мне пришлось погрузить баклажки в тачку и везти самой :(. Прихожу и говорю: " Видишь, Каштанчик, я воду везу, значит и ячмень Я буду есть и сено тоже. Ты не работаешь, вот ничего и не получил". Попоила коровок и пошла за второй партией баклажек и Каштанчик за мной поплелся. Дошел до колодца, "оделся", прицепила к нему баклажки и пошла обратно к галловеям, и он направился туда же - ПОНЯЛ, НАКОНЕЦ, ЗА ЧТО ЕГО КОРМЯТ!
Посмотрим сегодня что будет? Опять начнуться каштанчиковы эксперименты или будет хорошо работать?
Говорила, я говорила, что не надо коровок бить, а вчера сама Пушкина и Буренку хлыстом отгоняла - они в одну кастрюлю одновременно лезут, чуть воду не разлили. А мне эта вода вчера с таким трудом досталась!

Россия
: Самарская обл Шигонский р-н,с Сытовка
26.08.2012 - 13:40
: 1865

Три ведра в день у меня выпивает семимесячная телка, у друзей такая телка выпивала 7-8 wacko2 что уж я считаю через чур много...Муни зимой пьет 6 ведер в сутки. Коровы больше, около 6-8 сухостойные и дойные за 10 и выше. Вода всегда в свободном доступе.Старый коровник пристроен к дому и там всегда плюсовая температура. Наливаем из домашнего водопровода через шланг в стене прямо из дома в емкость в коровнике. А вот в новом надо будет делать скважину однозначно ( все равно нужна для полива огорода летом).

Россия
: Самарская обл Шигонский р-н,с Сытовка
26.08.2012 - 13:40
: 1865

Тоже замечаем за Муни самостоятельность в принятии решений во время работы. Порой это весьма неожиданно и не всегда удобно. На днях пытались сдернуть с места и вывезти второй лист с навозом ( у нас их два, один лежит у первой двери коровника и вывозить его удобно просто по прямой в огрод, а вот второй надо сначала вытащить в сторону, а только потом вперед, чтоб не въехать в сеновал.) Из-за ужасной погоды (то снег, то дождь, то мороз), он сильно примерз. Раньше после нескольких попыток с применением лома Муни его удавалось сдернуть. А в этот раз не получилось. И что нас удивило больше всего, так это то, что Муни очень внимательно следил за действиями мужа и именно в тот момент когда он поддевал лист ломом, чтоб отодрать от земли, Муни сам без моей команды начинал тянуть)))И так несколько раз. Видно что Муни понял задачу и так это у нас получалось раньше, он запомнил и действовал осознанно. И когда мы все-таки не смогли сдвинуть лист с навозом, решили распрягать Муни, он был явно разочарован (такое случилось впервые). На следующий день дергали джипом и то не с первой попытки. Муни внимательно наблюдал через забор . Оказалось что машина не так маневренна как бык и мы немного въехали в стойку забора и застряли. Вчетвером мы попытались за веревки оттянуть лист немного от препятствия, но куда уж нам ! Вот тут мы и осознали всю силу быка! А ведь он такой груз тащит даже не по снегу, а по дощатому настилу и по земле до навозной кучи!

Россия
21.12.2014 - 18:05
: 1623
карасева анна пишет:

Муни очень внимательно следил за действиями мужа и именно в тот момент когда он поддевал лист ломом, чтоб отодрать от земли, Муни сам без моей команды начинал тянуть)))

Поэтому с ними (быками) и интересно, что они партнеры со своим интеллектом и со своим видением задачи. С ними как с дельфинами - люди не дрессируют, а тренируют дельфинов и соответственно называются не дрессировщики, а тренеры.

карасева анна пишет:

Вчетвером... но куда уж нам !

Ого! Даааааааааа!
Интеллект быков интеллектом, сила - силой, а для себя я сделала вывод, что санки надо ставить стоя, например об стенку сарая :)
Саша мне обещал сделать двое санок clap Одни для рулонов сена, другие, поменьше для навоза.
Кстати, Каштан сегодня сделал 2 рейса с водой без приключений. Правда в начале я не стала его заранее поить, а дала кастрюлю и, пока он пил, одела гурту. Потом все было хорошо.

Россия
: Самарская обл Шигонский р-н,с Сытовка
26.08.2012 - 13:40
: 1865

У соседей проблема с поведением семимесячной телочки- Ямуна живет одна, без сородичей, ее взяли в месячном возрасте и она была очень ласковой и ручной, а с недавних пор стала резкой и бодучей. Я сама испытала на себе ее агрессию- как то она еще по осени пришла к нам во двор и не найдя там коров стала метаться в поисках их. Я хотела как обычно это делаю, взять ее за ошейник и отвести к ним, но тут вдруг она поперла на меня рогами и прямо повалила на землю продолжая бодать. От неожиданности я не сразу сообразила как себя вести- меня никогда не бодали коровы и тем более телята...я во второй раз подошла к ней, надеясь, что это какая то ошибка, но и во второй все повторилось. Тут я взяла прутик и надавала ей по морде. Она поняла что не права и дала отвести себя в стадо. Я призадумалась- что не так...Ведь я всегда спокойно без проблем всегда тискаю телят и никто никогда не пытался меня бодать. Ну мотание головой у совсем маленьких как приглашение поиграть не в счет. Спросила у хозяев, не замечали ли они странное поведение у Ямуны и они сказали что да. Сегодня была у них в гостях, пошли посмотреть телку, на мои дружеские почесывания через ограду, она явно хотела меня бодать. У хозяев это первая корова и у них трое маленьких детей, такое поведение их совсем не радует. Хозяйка даже перестала заходить к ней в загончик и тискать, потому что это опасно. Что делать не понятно. Ее точно никогда не били, откуда такая агрессия? Про то что чесать по лбу и рожкам нельзя это они в курсе и так не делали.

Россия
21.12.2014 - 18:05
: 1623
карасева анна пишет:

Тут я взяла прутик и надавала ей по морде.

Мне кажется, это и есть решение. Ямуна набрала массу и теперь устанавливает новые иерархические взаимоотношения. Надо показать, что она не права и человек всегда выше в иерархии. Детей к ней, конечно не надо пускать. Показать можно и побив прутиком за агресию, но можно попробовать и другие методы: 1) погонять Ямуну по замкнутому помещению (чтоб территория была не особо большой, чтоб не пришлось далеко за ней бегать, но и не маленькой, чтоб было куда убегать). Так она поймет, что гоняющий человек выше ее в иерархии и его надо уважать.
2) Отработать, чтоб Ямуна уступала дорогу. Надо идти прямо на нее, как сквозь стену, очень уверенно, при необходимости прикрикнуть, а не понимает стегнуть.
3) Дайте сено, а потом отгоните и не пускайте какое-то время. Она не должна его есть пока не разрешите. Пусть знает, что сено Ваше и вы можете дать, а можете и нет. Тоже отгоняйте сначала голосом, если не помогает прутиком, если не помогает чем-то посерьезнее типа электрошокера (или факел, думаю, может служить самодельной альтернативой шокеру). Но это состязание с едой Вам необходимо выиграть, если Вы проиграете, то телочка сделает вывод, что она главная и будет по-своему права. Если у Вас не хватает сил "заведовать" едой, значит и во всем остальном Ваше мнение и команды будут для нее пустым звуком, а при необходимости она будет Вас подвигать рогами.
Анна, передайте мои пожелания успехов Вашим соседям! Думаю, Ямуна молодая и поймет быстро. От людей требуется решительность и настойчивость, иначе, как это не прискорбно, им с ней придется расстаться.

Россия
: Челябинская область
30.09.2014 - 15:50
: 17521

Девочки,здравствуйте roma
Аня,своё мнение я озвучила в начинающих.
Наташа,как всегда от тебя узнала много нового,спасибо!Боня у нас послушная,но если несёшь корм всегда старается отнять.Похоже пропустили этот момент в воспитании)))

Россия
: Самарская обл Шигонский р-н,с Сытовка
26.08.2012 - 13:40
: 1865

Наташа, спасибо за советы, так и передам соседям, телка очень красивая и расставаться с ней не хотелось бы. Сложность в том, что это их первый опыт и ошибки в воспитании видимо, неизбежны.